Как госзакупки позволяют “воровать” ваши идеи

Что в результате приводит к некачественному возведению объектов, их скорому разрушению. Впоследствии акиматы могут предъявить претензии лишь в обозначенный гарантийный срок. Но оказалось, что участники тендеров не согласны и с другими правилами проведения конкурсов.

Это вам не стройка

После выхода статьи в газете “КАРАВАН” с корреспондентом связались читатели, которые рассказали о некоторых других проблемах в системе госзакупок. Но мы бы хотели обратить внимание на ту, которая действительно кажется любопытной и на которую указывают несколько человек. Так, Мария ФЕДОРОВА, представившаяся юристом одного из казахстанских НПО, придерживается того мнения, что в нынешних условиях тендеры способствуют утечке информации, раскрытию коммерческой и служебной тайн и даже нарушению авторских прав.

– В сфере строительства с тендерами всё понятно – государство или квазигосударственный сектор инициируют строительство, реконструкцию или ремонт объектов, – рассказывает юрист. – Объявляется тендер на возведение многоэтажного дома, больницы или школы по госпрограмме, и выявляется победитель. То есть конкурс проводится для решения государственных задач по инициативе исполнительных органов. Как разыгрываются конкурсы в рамках государственного социального заказа? Сначала местные госорганы собирают предложения от НПО для планирования бюджета на следующий год. Как правило, публикуется объявление на сайте заказчика или в областной газете. Допустим, одно НПО разрабатывает прекрасный социальный проект. Он вынашивался в организации несколько лет, дорабатывался с помощью экспертов и специалистов несколько месяцев или лет. Потом в итоге был представлен руководству города, которое горячо его одобрило. Принимается решение о финансировании через систему государственного социального заказа, объявляется тендер с указанной суммой финансирования. А самое главное – с заявленным проектом, который инициировало не государство, а вы!

То есть, по словам юриста НПО, при такой системе участник госзакупок вынужден раскрывать свои идеи всему свету, хотя в пределах организации это было служебной или коммерческой тайной.

– Что происходит далее? – задается вопросом собеседница. – На объявленный по вашей инициативе лот стекаются все, кому не лень, порой до предела снижая цены. В итоге ваш проект, который вы вынашивали душой и дорабатывали до мелочей, отдается другому НПО! И такое происходит сплошь и рядом. Но ведь другим исполнителям заказа порой непонятна суть проекта – большинство из них видит не реализацию идеи, а освоение денег.

Словом, в рамках заявленной цены опять начинается то же самое – тотальная экономия средств, урезание мероприятий и расходов, личное обогащение руководителей компаний. И проект в итоге представляет собой жалкое зрелище. То, что должно было стать долгосрочным, закрывается в течение одной-двух недель!

Идеи придуманы для других?

Действительно, в сфере соцзаказа в регионах ежегодно выделяется несколько сотен миллионов тенге. И большинство проектов, увы, проводятся формально, не принося обществу сколько-нибудь значимых результатов.

– Нам больно было видеть, как несколько лет назад наш проект, над которым мы корпели, ушел другому НПО. Оно значительно снизило цену и при реализации исказило суть идеи, – говорит общественница из Тараза Айнур ОРМАНОВА. – В итоге то, что должно было стать грандиозным событием для города, превратилось в рядовое и ничего не значащее мероприятие.

А что же заказчик?

– Тот только разводит руками: таковы законы, – продолжает женщина. – Мы, мол, понимаем ваш проект и очень хотели бы авторского участия, но ничего поделать не можем! Конечно, система госзакупок построена таким образом, чтобы государство экономило средства на том или ином объекте или мероприятии. Но если это в какой-то мере оправданно в тех случаях, когда инициатором выступает госорган или госпрограмма, то в случаях с инициативами от НПО или ТОО, предлагающих уникальные либо собственные разработанные проекты, нужны другие правила.

– Получается, что юридически инициаторы различных проектов, предлагающие госорганам по их просьбе свои идеи и мысли, никак не защищены, – считает Мария Федорова. – И Закон “Об авторском праве и смежных правах” здесь тоже не защитит граждан, поскольку, передав в исполнительные органы свои идеи для проведения тендера, фактически инициаторы отказались от своего авторства. Более того, даже если бы они запатентовали свою идею, им бы всё равно пришлось пройти через существующую систему закупок со всеми вытекающими последствиями.

Конечно, можно прописать некоторые критерии, которые сужают круг претендентов, но и это не гарантия для сохранения авторства идей.

Как защитить

– Во всем мире дороже всего ценятся идеи, – заключает собеседница. – Не будь их, не было бы никаких проектов. В развитых странах они защищены законами. У нас же этому не придается никакого значения, идеи отдаются буквально на растерзание. Хотя в солидных компаниях Казахстана стимулируются новые инициативы, но, если они требуют финансирования или софинасирования госорганов, руководители порой отказываются от их реализации, предвидя тендерные баталии. Курс на инновационные преобразования, взятый республикой, прежде всего требует изменений в законах.

По мнению юриста, здесь необходимо ввести в законодательство о госзакупках такое понятие, как “авторская идея”, которое позволит выделять средства на заявленные проекты из одного источника.

Практика финансирования некоторых компаний с государственным участием без проведения тендеров на миллиарды тенге уже существует в РК.

– Нужно дать такую же возможность и частным компаниям, в том числе НПО. Либо повысить пороговый уровень финансирования проектов из одного источника с нынешних 500 МРП, как минимум, до 5 000 МРП. Тогда можно будет небольшие проекты финансировать прямо из одного источника, не подвергая риску авторское право. Такой подход позволит решить возникающие проблемы не только при проведении государственного социального заказа, но и избежать казусов и решить проблемы в некоторых других случаях, о которых упоминалось в предыдущей статье “КАРАВАНА”, – уверена Мария Федорова.

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ