Как городские общеобразовательные школы перейдут на подушевое финансирование

- С 2013 года ведется апробация подушевого финансирования в школах. Что такое подушевое финансирование?

- Все верно, подушевое финансирование в школах апробировалось в Республике Казахстан с 2013 года. Первый этап перехода осуществлен в 2018 году на базе школ города Нур-Султана.

Подушевое финансирование – это метод финансирования, при котором средства в школы выделяются исходя от контингента обучающихся. Данный метод применяется во многих странах и доказал свою эффективность, и эту эффективность мы увидели по итогам апробации.

Долгие годы были потрачены на разработку правильной методологии, которая должна была соответствовать всем национальным стандартам и требованиям. Для оценки методологии привлекались эксперты из различных стран.

В частности, для себя мы отметили пять основных принципов подушевого финансирования, такие как:

принцип обеспеченности - в подушевом нормативе учтены все расходы для обеспечения государственного образовательного стандарта;

принцип равенства - теперь стоимость обучения одного ученика одинакова;

принцип объективности - отсутствие признаков «любимых школ», субъективных факторов при планировании расходов;

принцип прозрачности - каждая школа заранее знает свой бюджет, который зависит только от контингента учащихся;

принцип самостоятельности - школам предоставляется самостоятельность в расходовании средств, ведь только директорам школ известно, что требуется школе.

Помимо этого, с введением подушевого финансирования снизились поборы в школах. Последний проведенный опрос среди родителей города Нур-Султана показал снижение уровня поборов на более 80 процентов.

- Когда ожидается переход всех школ на подушевое финансирование?

- Переход на подушевое финансирование будет осуществлен с 1 сентября 2020 года. Но хочу четко обозначить, что на подушевое финансирование переходят только городские общеобразовательные школы. Переход остальных организаций в среднем образовании на данный метод финансирования будет рассмотрен в ближайшей перспективе.

В целях безболезненного перехода и установления всеобщего понимания среди всех участников министерством образования и науки с начала года интенсивно проводится информационно-разъяснительная работа. Установлен контакт с каждой школой, проведено более 120 семинаров, организован ряд онлайн-встреч с участием представителей школ, которые участвовали в апробации подушевого финансирования, для обмена опытом.

Безусловно, сейчас нам очень важно, чтобы каждый понимал подушевое финансирование и свою роль в этом. И на данную работу направлены все силы.

- Каких результатов ожидает министерство?

По результатам TALIS-2018 в Казахстане наиболее распространенными проблемами для предоставления качественного преподавания в школах, по мнению самих директоров школ, оказались:

1) нехватка или несоответствие стандартам цифрового оборудования, ограниченный доступ к сети Интернет;

2) нехватка или несоответствие требованиям инфраструктуры школы;

3) нехватка квалифицированных учителей.

Учитывая результаты перехода на подушевое финансирование школ города Нур-Султана, я полностью убеждена, что с внедрением подушевого финансирования нам удастся решить эти проблемы.

С переходом на данный метод бюджет школ возрастает в среднем на 20 процентов, которые школы могут направить на укрепление материально-технической базы, Интернет. Данной возможностью уже воспользовались многие школы и за счет средств, выделенных на подушевое финансирование, закупили компьютеры для ведения дистанционного обучения.

Но надо отметить, что многое зависит от уровня менеджмента в школе. В этой связи хочу обратиться ко всем директорам городских школ и попросить, чтобы отнеслись к бюджетным средствам бережно, их расходование вели рационально, руководствуясь реальными потребностями школы. Необходимо сделать наши школы лучше, чтобы наши дети чувствовали в школе себя комфортно и получали качественное обучение.