Как генконсул США в Шымкенте перца отведал

Вообще, объективности ради, стоит отметить, что все-таки традиционно плов считается блюдом узбекской кухни, тем более если он андижанский. Но в нашей стране давно уже с удовольствием потребляют блюда разных народов – и готовящиеся здесь борщ, лагман, харчо, кукси и многие другие вкусности вполне могут дать представление о многонациональной казахстанской культуре. Так что выбор американского дипломата вполне можно понять.

А-ля Муди

Новоявленного повара гостеприимно принял у себя на кухне один из шымкентских ресторанов. Марк Муди с ходу взялся за дело, то бишь за продукты, даже не облачившись в поварскую униформу и головной убор, в чем был – светлой сорочке с галстуком-бабочкой и брюках на подтяжках. Руки мыть он тоже не стал. Возможно, конечно, что руки он мыл ранее (например, перед обедом), после чего грязную работу не делал и поэтому не испачкался.

Дипломат вместе с поварами-ашпазы (ашпаз – мастер по приготовлению плова) весьма ловко разделал мясо, нарезал желтую морковь (Марк удивлялся ее цвету – до этого он встречал только красную). Потом ашпазы любезно предоставили американцу самому накрошить лук. Рис, примерно полкилограмма, был уже подготовлен.

Когда дело дошло до обжарки лука в открытом котле с кипящим маслом, консул понял, что поварской халат и фартук надевают не столько для красоты, сколько из практических соображений. Он надел спецформу, но от колпака все же отказался. Мотивируя тем, что стрижка у него короткая. Мол, если даже волос и упадет в плов, то будет не очень заметно.

Количество специй гостя удивило. Особенно черное растительное масло зигир. После того как  успешно прошла закладка риса, Марк начал осваивать приготовление лапши для лагмана, тандырной самсы и лепешек. При этом повара, специалисты по самсе, все-таки настояли, чтобы он надел стерильные перчатки.

Настоящий воин

Под конец, когда небольшой казанчик андижанского плова а-ля Муди был готов, местные кулинары постарались поколоритнее украсить показательную тарелку с кушаньем. Кроме щедрых кусков мяса туда были положены головка пропеченного чеснока, зелень, овощи и свежий стручок красного острого перца. Консул сразу принялся пробовать свое творение. И тут удивил всех  невероятной выдержкой и самообладанием.

Небольшое отступление. В мои школьные годы, в далекие 80-е, на уроке истории наша учительница рассказывала, что, когда Колумб прибыл в Америку и встретился с одним из вождей индейских племен, считавших испанцев и португальцев богами, открыватель Нового Света решил весьма зло подшутить над ним, угостив горчицей. Колумб намазал небольшой ломтик хлеба толстым слоем острейшей приправы и дал его вождю. Объясняя знаками, что это кушанье у “богов” считается самым главным. У индейского лидера текли слезы, но он улыбался и хвалил угощенье. Отчего Колумбу, со слов учительницы истории, даже стало стыдно перед туземцем.

Не сомневаюсь, что, когда наши повара клали в тарелку свежий стручок перца чили, у них даже и мыслей не было, чтобы наперчить гостю. Но Марк Муди, начав пробовать плов, сразу откусил почти половину стручка, закусив лишь одной ложкой плова. Всем стало жарко. А на лице дипломата не дрогнул ни один мускул. Он как ни в чем не бывало все проглотил и похвалил плов. Все поняли, что генконсул – настоящий воин. Впоследствии он и сам это подтвердил, сообщив, что окончил Академию генерального штаба США.

Справочку занесите

Затем консул быстро попрощался с журналистами и отправился ужинать в сам ресторан. Осталось неизвестно, ел ли он то, что сам сделал, или все-таки заказал плов, приготовленный профессионалами.

А вот один вопрос нам все-таки хотелось бы выяснить. Согласно законодательству Казахстана, касающемуся здравоохранения и, в частности, санитарно-эпидемиологических требований к персоналу объектов общественного питания, “работники объекта питания... обязаны иметь при себе личную медицинскую книжку с пройденным медицинским осмотром, гигиеническим обучением и допуском к работе; …иметь профессиональную подготовку (квалификацию, специальность), соответствующую характеру выполняемых работ, а также пройти гигиеническое обучение и аттестацию в области соблюдения требований, обеспечивающих безопасность производства пищевых продуктов; ...соблюдать личную и производственную гигиену, чтобы не являться источниками загрязнения продукции: следить за чистотой рук, носить чистую специальную одежду и обувь, мыть руки с мылом перед началом работы; также перед началом работы подбирать волосы под колпак или косынку; ...коротко стричь ногти и не покрывать их лаком...” (пункты 226–231 части 8 “Санитарных требований к объектам общественного питания”).

Сейчас очень распространены всевозможные шоу, где журналисты и блогеры, путешествуя по заморским странам, как бы запросто заходят в рестораны и начинают осваивать местную кухню. Но, как правило, прежде чем начать съемки, продюсерская группа организовывает здесь соответствующие условия – вплоть до того, что журналист даже санитарную книжку у местных служб получает.

В крайнем случае, может быть, шоумену-блогеру еще простительно нарушать правила. Но вот может ли это себе позволить официальное лицо?

Нет оснований сомневаться, что у господина генерального консула хорошее медицинское обслуживание и никакими инфекционными заболеваниями он не страдает. Но, встав к плите ресторанной кухни, он хоть и на короткое время, но все-таки стал работником казахстанского общепита. И должен соблюдать соответствующие нормы.

Так вот наш вопрос: имел ли господин Марк Муди, берясь за приготовление еды на объекте общественного питания, оформленную личную медицинскую книжку с соответствующими допусками?

P. S. Повара шымкентского ресторана сказали вашему корреспонденту, что ученик им очень понравился – все схватывает на лету. И если вдруг он останется без работы, то с удовольствием возьмут его поваренком.

Шымкент

Автор: Алим Абенов