Яркий пример – когда из-за сильных буранов сотни пассажиров не смогли улететь из Астаны под Новый год. Авиакомпании начали оформлять возвраты, однако с огромными штрафами и сборами так, что компенсация составляла лишь малую часть стоимости билетов. Недовольство пассажиров было так высоко, что пришлось подключиться чиновникам.
«Вопрос сразу же и полностью решен в пользу клиентов авиакомпаний. Министерство транспорта Казахстана дало авиакомпаниям поручение вернуть пассажирам, которые по не зависящим от них причинам не смогли вылететь из Астаны, 100 % стоимости билетов. Для возврата полной стоимости билета клиентам необходимо сделать прямое обращение к авиакомпаниям», - сообщил тогда пресс-секретарь министерства транспорта РК Жанжигит Омархан.
Однако некоторые пассажиры сообщают, что так и не получили полную компенсацию, только частичную.
Деньги не вернем, но вы держитесь
На проблемы с возвратом средств и в целом уровень обслуживания жалуются десятки казахстанцев, которым "посчастливилось" столкнуться с низким уровнем сервиса при пользовании услугами FlyArystan.
Полный возврат не оформляется, даже если улететь не удалось не по вине пассажира, а из-за переноса рейса.
С учетом количества таких пассажиров интерес авиаперевозчика понять можно: итоговые суммы выйдут космические, терять такую большую часть прибыли не захочет ни один предприниматель. При этом, если бы FlyArystan был лоукостером не только на бумаге, но и по факту, потери были бы заметно ниже. Однако компания не стесняется ставить на билеты почти такие же цены, как «родительская» Air Astana, задирать цены на багаж и регистрацию. На прошлой неделе стало известно, что регистрация на стойке FlyArystan в аэропорту стала дороже ровно в 2 раза и теперь стоит 2 тысячи тенге вместо одной.
Однако бывают отдельные случаи, когда политика компании вызывает у пассажиров особенно яркие негативные эмоции.
«Ваше здоровье – не наша проблема»
В частности, речь идет о ситуациях, когда человек вынужден отказаться от запланированного перелета из-за внезапной болезни.
«Купили авиабилет из Алматы в Атырау на FlyArystan. Обратно - на авиакомпанию Scat. Человек за 5 дней до вылета заболел, парализовало обе ноги. Предоставили медицинскую справку, что не может ходить.
Авиакомпания Scat сделала возврат полной суммы. А FlyArystan - 6249 тенге, и то ваучером.
Несколько раз писала жалобу - безрезультатно. Закон о защите прав потребителей в РК, я так понимаю, не распространяется на авиакомпанию FlyArystan!» - рассказал подписчик крупного казахстанского паблика.
О схожих ситуациях, когда медицинские документы не стали аргументом для авиакомпании, рассказали несколько комментаторов.
Авиакомпания ситуацию пока не прокомментировала.
Что говорит по этому поводу законодательство?
1. Пассажир имеет право отказаться от полета и получить обратно внесенную за перевозку плату в размере, установленном договором воздушной перевозки.
129. При вынужденном отказе пассажира от полета возврат сумм производится в случаях:
7) болезни или смерти пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне, подтвержденной медицинским заключением.
130. Суммы, выплачиваемые пассажиру при вынужденном отказе от полета, определяются условиями авиакомпании.
Таким образом, государство фактически отказалось регулировать такие ситуации, отдав их на полный откуп перевозчикам. Заинтересованы ли те в полном возврате средств людям, которые серьезно заболели и не могут воспользоваться оплаченной услугой, даже если об этом стало известно за несколько дней и билеты вполне можно перепродать? Рынок диктует отрицательный ответ, а пассажиры остаются наедине со своими проблемами и могут лишь надеяться на милость авиакомпании.
При этом в правилах возврата Air Astana четко указано, что отказ в визе в страну назначения является основанием для полного возврата. Однако по ситуациям, связанным с неожиданной серьезной болезнью пассажира, никаких уточнений нет. FlyArystan в целом не описал условия возврата.
Что делать
Выводы напрашиваются вполне конкретные. Во-первых, чиновникам стоит уделить внимание авиакомпаниям и проверить, может ли FlyArystan называть себя лоукостером с таким уровнем цен. Во-вторых, нужно тщательно проработать правила возврата денег по обстоятельствам, не зависящим от пассажира.
В конце концов, перевозчик не портит погоду, устраивая метели или туман, а пассажиры не болеют специально, чтобы хихикать и радоваться убыткам авиакомпании. Однако для первого случая правовые механизмы защиты обеих сторон проработаны достаточно, во втором же – получается, что нет.