Как экономисты в цветоводы подались

“На рынке купили семена огурцов, а из них выросла тыква”. Супруги из Алматы Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА и Дмитрий ПАРФЕНОВ не скрывают: проколы в их хозяйстве бывали, прежде чем что-то начало получаться. К выращиванию цветов шли несколько лет. И вот теперь их – целые поля! Корреспонденты “КАРАВАНА” отправились к ним в гости, чтобы узнать тонкости цветочного фермерства.

Когда-то у супругов была дача в черте города, с зелеными лужайками, цветочными клумбами…

– Съездили в начале 2000-х отдохнуть в горы за Талгаром и влюбились в эти места. Здесь так красиво! – рассказывает Наталья. – В 2007 году купили земельный участок. Долго думали, что с ним делать. Участок стоял, не развивался. В школьные годы меня на дачу родители не могли затащить. А потом захотелось чем-то заниматься на земле. Теперь я цветовод!

Супруг Дмитрий, кандидат экономических наук, можно сказать, живет на цветочных полях. Наталья по-прежнему занимается цифрами – она эксперт по налогам. Дмитрий и разложил мне по полочкам, сквозь какие тернии пришлось пройти, прежде чем весной зацвели тюльпаны, ранункулюсы, анемоны, летом – розы и георгины, осенью – хризантемы.

А еще декоративные тыквы, скабиоза, подсолнухи с бордовыми и зелеными лепестками – супруги стараются выполнить любой каприз флористов:

– Начинали с картошки. Посадили. А потом не поняли, куда она исчезла. Оказывается, съели коровы. Пытались яблоневый сад привести в чувство. Обрезать, опрыскать, яблоки сохранить… Было около 400 деревьев. В первый год собрали около 4 тонн яблок. В сезон они по 100 тенге за килограмм. Итого 400 тысяч тенге прибыли. На обрезку минимум 50–60 тысяч нужно, опрыскивание 3 раза – 100 тысяч. Плюс сбор – трудоемкая задача. Яблони высокие, их не обрезали. А еще надо высокий забор ставить или чтобы кто-то сад охранял. Поэтому традиционное садоводство в старых садах не пошло. Была идея построить теплицы, выращивать экопродукцию – огурцы, травы, редис. Посчитал – есть крупные тепличные хозяйства, у них другие масштабы. Когда перешли к цветам, поняли: это может быть бизнесом. Пришлось всему учиться на ходу.

– Больше всего не хватало агрономических знаний, – признает Наталья. – Первый год у нас цветут розы. Посадили их прошлой осенью и не настелили агроткань. Приходится постоянно полоть сорняки. Всё узнаем путем проб и ошибок. Хорошо, в СНГ много сообществ цветоводов, делимся друг с другом опытом.

Сейчас ферма цветет и пахнет! Со всех уголков мира супруги выписывают клубни георгинов. Их в хозяйстве – около 100 сортов, на любой вкус. Удовольствие не из дешевых. Например, клубень американского сорта “папина дочка” стоит 20 долларов.

Есть и георгины модных оттенков – пудровый розовый, припыленный розовый, многослойные (когда в одном цветке раскрываются несколько оттенков). Белые, персиковые, сиреневые, желтые, красные, бордо… По словам Натальи, фермерские цветы очень популярны в Европе, США, а в Казахстане их почти не выращивают. В отличие от стандартных цветов из Голландии, Кении, Эквадора фермерские цветы более гибкие, разные, и в этом их прелесть, считает цветовод.

Когда про цветочную ферму узнали жители города и области, сюда стали приезжать желающие посмотреть и сфотографироваться. У супругов родилась идея: устроить глэмпинг – модное направление отдыха в Европе. Это как кемпинг, но более обустроенный, гламурный.

– Не рассказывай, мы еще ничего не построили, – просит Дмитрий супругу.

А Наталье не терпится поделиться идеями. Две из них мне особенно понравились: первая – использовать в будущих домиках только органическое мыло. После очищать канализационные стоки из душевых, раковин и применять воду для полива. Вторая – сделать клочок земли с грядками для гостей, соскучившихся по даче.

Всё, что есть на участке, сделано руками фермеров. Говорят, хотелось бы его газифицировать, ведь через дорогу в поселке есть газ. Но запрашиваемая сумма – 9 миллионов тенге – слишком высока…

АЛМАТЫ