Почему самокатчики не уйдут с тротуаров, и можно ли им ездить по дорогам и с какой скоростью? На эти и другие вопросы корреспонденту Caravan.kz ответили юрист Сергей Уткин и автоэксперт Роман Масленников.
Отвечает юрист Сергей Уткин:
- Хорошо ли продуман, на ваш взгляд, этот закон?
- Видимо, не совсем, поскольку он вызвал такое неприятие, к примеру, со стороны акимата и экспертов города Алматы, которые утверждают, что движение на электросамокате со скоростью 6 км/ч невозможно, так как тяжело удерживать равновесие.
Вообще в законе попытались найти компромисс: с одной стороны, разрешили самокатчикам ездить по тротуарам (ранее согласно ПДД это было запрещено, но почти все нарушали), при этом ограничили скорость до 6 км/ч и предусмотрели приоритет пешеходов без исключений.
С другой стороны, установили, что по дорогам на самокатах тоже можно ездить, но лишь при условии наличия водительского удостоверения любой категории.
Возможно, следует повысить скорость на тротуарах до 10 км/ч или чуть более, либо прописать, что на участках без пешеходов можно и до 25 км/ч, а при наличии пешеходов (при обгоне и т.п.) – только до 10 км/ч.
Условие для движения по дорогам, на мой взгляд, разумное, только теперь бы обеспечить, чтобы водительские удостоверения получали полностью обученные и компетентные водители.
- Кто и как будет контролировать скорость?
- Самый сложный вопрос. Видимо, в будущем появятся камеры автоматической фиксации и по самокатам, а на самих самокатах будут закрепляться госномера.
А пока – только сами самокатчики.
- Реально ли проконтролировать исполнение требований нового закона в отношении самокатчиков?
- Действующие патрульные смогут вылавливать только явных нарушителей, движение которых попало на камеру патрульного автомобиля, либо на стационарную камеру – по указанию из центра оперативного управления. Ну, и при ДТП будут выявляться самокатчики на дорогах без водительских удостоверений, а на тротуарах – превышающие скорость и не предоставляющие приоритет пешеходам.
- Поможет ли данный закон улучшить обстановку на дорогах и тротуарах города Алматы?
- Не знаю, видимо, до его введения следовало в каком-либо городе попробовать в качестве пилотного проекта, но раз такого не было – значит, сам закон и выступит пилотным сразу на всей территории РК.
- Пешеходам и дальше придется уворачиваться от юрких самокатчиков?
- Если закон соблюдаться не будет – да. Теперь в борьбе особо активных пешеходов с нарушителями-самокатчиками закон прямо встал на сторону пешеходов, и они при желании могут снимать нарушителей на видео и сигнализировать в полицию. Только полицейским придется каким-то образом устанавливать личности нарушителей (опять вопрос по госномерам), плюс у полицейских должны быть программы распознавания лиц (база данных у них отличная – фото на удостоверениях личности, нужно лишь, чтобы по присланным фото и видео программа хорошо распознавала). Детская жестокость в Казахстане: почему она проявляется все чаще
- Будут ли самокатчики неукоснительно следовать требования нового закона, по вашему мнению?
- Будут постепенно приучаться. Когда-то думали, что общественные самокаты могут ломать и воровать, но постепенно привыкли к их нахождению на улицах, так и с соблюдением ПДД может произойти.
Свое мнение по данной теме также высказал автоэксперт Роман Масленников:
- Вопрос, как приучать "двухколесных" к соблюдению правил ПДД, я думаю, на сегодняшний день еще нерешенный. Несмотря на то, что законодательная власть отрабатывает все, что требуется. Но как эти законы и решения будут воплощаться исполнительной властью, непонятно. В обществе, соцсетях обсуждались варианты и предложения, чтобы полиция тоже начала использовать самокаты.
В последнее время на разных порталах выкладывается множество видео с происшествиями с участием самокатчиков и мопедистов. То, что самокатчикам запретили передвигаться по тротуарам со скоростью свыше 6 километров в час, это, конечно, хорошо, но законодатели, на мой взгляд, упустили такой момент, как именно и кем это будет контролироваться. В законе есть логика, и видно, что законодатели стараются решить проблему – это выше всяких похвал, потому что самокатчики и мопедисты у многих вызывают лишь раздражение, мягко говоря.
Кто и как будет контролировать скоростной режим, тут могу сказать, что в отсутствие госномеров на самокатах и мопедах это практически нереально. Разве что в рамках специальных рейдов, ОПМ, и других подобных разовых мероприятий. На постоянной основе осуществить такой контроль будет невероятно сложно. Кроме того, что касается самих самокатчиков – это у нас, как правило, молодежь. Ну, получат они небольшой штраф, за них его заплатят, вероятно, родители, - воспитательный момент минимален. Пока не будут вводиться, к примеру, блокировки счета, запреты на выдачу кредитов и т.п. – то есть какие-то весомые санкции за нарушения.
Пока такие самокатчики и скутеристы-мопедисты не поймут, что они все "на карандаше", пока не будут введены госномера, проблема так и будет висеть в воздухе.
Я бы мог высказать предложение-идею относительно, например, таких крупных городов, как Алматы и Астана: можно было бы ввести в этих городах спецположение – полностью запретить к использованию скутеры, мопеды, не имеющие госномеров. Это положение не унизит чьи-либо права или свободы, просто это обеспечило бы более лучшее соблюдение ПДД. Я думаю, такое предлжение можно было бы вынести на публичное обсуждение, вероятно, оно имело бы успех..
А пока нам приходится мириться с тем, что у 99 процентов водителей скутеров и самокатов нет водительских прав и номеров.