Как дети становятся жертвами убийц и насильников

К сожалению, дети и подростки пропадают без вести и сейчас. Об этом часто можно прочесть на информационных сайтах: “В начале января в Атырауской области ушли из дома 7 подростков…”, “20 января 2021 года в городе Талдыкоргане ушел из дома и не вернулся 14-летний подросток…”, “21 февраля 2021 года один из пропавших в Байконуре мальчиков найден мертвым…”. Но если сегодня подавляющее большинство несовершеннолетних все-таки удается разыскать и они возвращаются домой живыми и здоровыми, то в период до 2010 года такие ЧП иногда заканчивались страшными трагедиями.

НАША СПРАВКА

Большинство пропавших детей и подростков удавалось разыскать в первые же трое суток после их исчезновения, но около 3 процентов детей так и не были найдены.

Осуждены, но скоро выйдут на свободу

6-летняя малышка Томирис И. пропала из отцовского дома 14 июня 2008 года. Выйдя во двор около 22 часов вечера, крошка бесследно исчезла. Ее искала вся полиция Алматы и Алматинской области. Но, к сожалению, всё было напрасно: останки девочки обнаружили неподалеку от дома в логу. Позже следствие установило, что она стала жертвой одного из своих родственников. Этот нелюдь изнасиловал и убил бедняжку. Обвиняемый осужден к длительному сроку лишения свободы.

…7-летняя Асель Р. потерялась на Пасху – 19 апреля 2009 года. Малышка вместе со своим братом, сестрой и соседскими ребятишками отправилась собирать на Центральном городском кладбище Алматы яйца и куличи. Отец пропавшей девочки тогда пояснил: “Когда дети вернулись и сказали нам, что Асель потерялась, мы поехали туда и принялись искать ее сами, но безуспешно. Около 16 часов мы обратились в полицию”.

По словам в то время начальника управления криминальной полиции ДВД Алматы полковника ШИДЕРКУЛОВА, кроме сотрудников полиции Асель разыскивали военнослужащие срочной службы внутренних войск Алматинского гарнизона со служебными собаками.

“Мы отработали сразу несколько версий, не исключали даже, что к убийству может быть причастен кто-то из знакомых родителей Асель, – рассказывал полковник Шидеркулов. – Например, ее родители подозревали некую женщину. На проверку у нас ушло очень много времени, но это предположение не подтвердилось. Оперативно-розыскные мероприятия продолжались до того момента, пока 27 апреля Асель случайно не нашла на кладбище местная жительница.

Мертвая девочка лежала возле зарослей кустарника, сверху ее тело было присыпано землей и прошлогодней листвой. На шее девочки виднелись несколько колото-резаных ранений. Но, как установила судебно-медицинская экспертиза, причиной смерти стало удушение.

На следующий день, 28 апреля, наши сотрудники вновь отправились на кладбище и вновь принялись опрашивать посетителей. Один из свидетелей очень помог: 19 апреля он видел, как неизвестный молодой человек приятной наружности вел за руку маленькую девочку. По приметам она очень сильно напоминала Асель.

Допросив бомжей, обитавших на кладбище, наши сотрудники установили личность подозреваемого и 2 мая задержали его. У него изъяли маленькие золотые сережки убитой. Ее родители сразу их опознали”.

Убийцей маленькой девочки оказался 19-летний сирота Виктор Н. До 18 лет он воспитывался в детском доме города Есика Алматинской области, а после временно поселился у своей родной тетки – сестры отца. Затем ушел от тети и сменил Есик на Алматы, где проживала бывшая сожительница его покойного отца. Но так как его появление женщину вовсе не обрадовало, ему пришлось податься в бомжи.

По словам Виктора, на Центральное кладбище Алматы он пришел, чтобы на Пасху почтить память похороненных здесь своих отца и бабушки. Одновременно парень занялся поиском куличей и пасхальных яиц. Примерно в 2 часа дня повстречал Асель и сразу обратил внимание на маленькие золотые сережки в ушах девочки. Сказав, что знает, где лежат самые большие куличи, он заманил ребенка вглубь кладбища. Затем взял веревку, подобранную ранее на одной из могил, и задушил. И, по его собственным словам, для надежности несколько раз вонзил в шею девочки осколок разбитой бутылки.

Завладев золотыми сережками, этот монстр оттащил тело несчастной к зарослям, где наспех забросал его землей и листьями.

По мнению сотрудников полиции, расследовавших это ужасное преступление, в убийстве ребенка не было никакого смысла. Виктор мог ограничиться обычным грабежом и просто отнять у него сережки. Ясно ведь, что 7-летняя девочка не смогла бы оказать 19-летнему верзиле никакого сопротивления.

Эти ужасные трагедии высветили в те годы вопросы, которые обычно остаются в тени.

Убийцы и маньяки скрываются среди бомжей?

Как могло случиться, что Центральное городское кладбище – последний приют десятков тысяч алматинцев, превратилось тогда в штаб-квартиру бомжей, среди которых прятался юный убийца? Неужели ни районный акимат, ни сотрудники полиции даже не догадывались, что именно в этом окружении могут скрываться настоящие монстры?

Достаточно вспомнить алматинского бездомного убийцу-маньяка Хоменко, который также скрывался на центральном кладбище!

Хотя следствию и удалось доказать убийство им 6 человек, на самом деле, их, вероятно, было гораздо больше. Почему облюбовавших погост бездомных своевременно не поместили в реабилитационные центры?

Да, конечно, малевать на плакатах слова: “Дети – цветы жизни и наше будущее!” или, срывая голос, торжественно выкрикивать подобные лозунги на праздничных собраниях, совсем нетрудно. И, главное, ни к чему не обязывает. А вот надлежащим образом исполнять свой служебный долг, следить за детьми, воспитывать и оберегать их – намного сложнее. А может, это просто никому не нужно? Особенно, если дети не свои, а чужие.

Кто должен воспитывать?

Бывший заместитель начальника управления общественной безопасности ДВД Алматы полковник полиции Айгуль ШОПШЕКБАЕВА в 2009 году заявила, что некоторые директора городских школ считают, что воспитанием учеников ни они сами, ни их подчиненные учителя заниматься… не должны!

– По их мнению, учителя должны учить ребенка, а воспитывать его обязаны родители. Но это неверно! – говорит полковник Шопшекбаева. – Каждый педагог является и учителем, и воспитателем. Кроме того, отправляя наших детей в школу, мы вправе надеяться, что они находятся в полной безопасности, а их здоровью и жизни ничто не угрожает. К сожалению, не все учителя и директора школ правильно понимают свои служебные обязанности. Некоторые классные руководители даже не знают, сколько детей учится во вверенном им классе.

А что, если ребенок вынужден находиться в неблагополучной семье, где родителям нет до него никакого дела? Кто, кроме учителя, придет на помощь маленькому человеку?

Приведу несколько примеров. Жительница Турксибского района долгое время злоупотребляла спиртным и не пускала свою 11-летнюю дочку в школу. В итоге девочка так и не научилась ни читать, ни писать! Отец бил плетью и пугал ружьем: что творится в "проблемных" семьях

В другой семье ребенка после рождения даже не удосужились… зарегистрировать! Поэтому он не только не ходил в школу, но и не имел документов. С юридической точки зрения его просто не существовало!

Чтобы вернуть обществу этого ребенка, нашим сотрудникам пришлось рассылать запросы по всем районным и областным медицинским учреждениям, собирать остальные документы. Как выяснилось, мать-алкоголичка забыла, где она его… родила!

Самое страшное, когда родители начинают издеваться на собственными детьми, избивать и истязать их. Вот тут-то несовершеннолетним могут помочь учителя, которые, заметив у детей следы побоев, обязаны сообщить в полицию.

Но, хотя в Уголовном кодексе Республики Казахстан имеется статья 137, предусматривающая уголовную ответственность за подобные деяния, доказать вину таких родителей очень непросто. Дело в том, что на суде ребенок обычно меняет свои показания. Подобная метаморфоза происходит по простой причине: испугавшись возмездия, жестокий родитель принимается уговаривать ребенка простить его и изменить свои показания. К нему на помощь приходят и другие родственники, стремящиеся избавить жестокого родителя от заслуженного наказания. Поддавшись на их уговоры, ребенок соглашается. А потом всё начинается сначала…

Не говоря уже о тюремном заключении, лишение родительских прав – тоже очень суровое наказание. Причем не только для отца или матери, но и для самого ребенка. Ведь государство не может заменить ему родителей. К сожалению, в некоторых случаях, чтобы избежать возможной трагедии, семьи все-таки приходится разделять.

Пропавшие без вести увеличивают уровень преступности

По свидетельству экс-заместителя начальника управления криминальной полиции ДВД Алматы подполковника Вадима СТРЕЛЬЦОВА, некоторых из пропавших без вести детей найти не удается.

“Больше всего несовершеннолетние, главным образом подростки, уходят из дома весной и осенью, – говорит подполковник Стрельцов. – Причем и психически больные дети, и совершенно здоровые. По мнению врачей, весенне-осенний период способствует физиологическим и психологическим изменениям в организме подростков.

Обычно послушные, они вдруг становятся излишне раздражительными.

Родителям следует помнить, что даже мелкая ссора может подтолкнуть их детей к уходу из дома.

Несовершеннолетние из благополучных семей, как правило, скрываются у своих друзей, а также в компьютерных клубах.

Кстати, убежав от родителей, они рискуют намного больше, чем их сверстники из неблагополучных семей, воспитанники детских домов и реабилитационных центров для трудных подростков. Благополучные дети хорошо одеты, имеют дорогие сотовые телефоны и часы, и скорее могут привлечь внимание грабителей. При этом несовершеннолетние данной категории абсолютно не готовы к самостоятельной жизни.

Зато для так называемых трудных подростков улица – родная стихия. Там они чувствуют себя словно рыба в воде. По их собственному признанию, они хотят сменить обстановку и пожить вольной жизнью. Надо отметить, что у них сильно развит инстинкт самосохранения, и они всегда ходят группами. Такие дети и подростки бродяжничают, промышляют мелкими квартирными кражами, воруют вещи из салонов машин и занимаются попрошайничеством. Но даже если их ловят на месте преступления, то к уголовной ответственности не привлекают: многим еще нет 14 лет. А если и исполнилось, то кражи ведь мелкие. Поэтому потерпевшие даже не заявляют в полицию. Главное ведь, что дети нашлись!”.

Почему они становятся алкоголиками и наркоманами?

Согласно статистике, в те годы больше всего несовершеннолетних исчезало в Турксибском, Бостандыкском и Ауэзовском районах Алматы. Во-первых, из-за того, что именно здесь расположены детские дома и центры реабилитации подростков. Оттуда они и сбегали. Во-вторых, в Турксибском районе проживает наибольшее количество неблагополучных семей. Основными причинами, способствующими совершению несовершеннолетними преступлений, были слабый контроль со стороны родителей и администрации учебных заведений, а также низкий уровень социально-материального положения их семей.

“Несмотря на проводимую работу, подростки продолжают уходить от родителей, – говорила в то время помощник прокурора Турксибского района С. БУРТАЕВА. – 13-летний Айдос сбежал из дома, поссорившись со своим дядей, а 15-летний Слава, переставший посещать школу и, испугавшись, что об этом узнает его мать, уехал к сестре в Талдыкорган. После того, как обоих беглецов нашли, с их родителями была проведена профилактическая беседа.

Беспокоит, что некоторые подростки уже злоупотребляют спиртными напитками. На учет в отдел по делам несовершеннолетних Турксибского РУВД с диагнозом “алкоголизм” поставлен 17-летний ученик одной из районных школ. А в прошлом году лечение в стационаре прошли трое (!) подростков. Одной из причин алкоголизма среди несовершеннолетних является слабая профилактическая работа отдела по делам несовершеннолетних”.

Вот так и получается: пока одни сотрудники полиции слабо занимаются профилактикой, их коллеги вынуждены дни и ночи проводить в поисках пропавших без вести подростков, а преступники ведь тоже не сидят сложа руки. Чтобы несовершеннолетние не пополняли число жертв убийц, грабителей и сексуальных извращенцев (да, такое тоже случается!), властям города необходимо объединить усилия родителей, отделов образования и сотрудников полиции. Иначе будет поздно.

АЛМАТЫ