Как чиновники “строят” цены: почему стоимость стройматериалов резко возросла

Ровно год назад чиновники пообещали, что цены на основные строительные материалы снизятся на 15 процентов, было вбухано много денег в развитие отрасли и поддержку отечественного производителя. Итог – в 2021 году цены выросли на некоторые виды стройматериалов более чем на 50 процентов. Что это? Монопольный сговор на рынке в ожидании большого куша с пенсионных денег?

“–15 процентов” от министра Атамкулова

В чем наши чиновники, действительно, преуспевают, так это в строительстве миражей и планов. В прошлом году весной, несмотря на разгар коронавирусной инфекции, который заставил замереть экономику, на рынке строительных материалов наблюдалась какая-то странная движуха. Казалось бы, какие стройки, какой спрос?

Люди сидят без зарплат в своих домах на карантине, но вопреки всем обстоятельствам, цены на стройматериалы резко пошли вверх. Рынок температурил, его знобило.

Правительство вынуждено было экстренно принимать меры. Тут же состоялось аппаратное совещание в правительстве и дано поручение разобраться. За дело взялись в комитете по защите и развитию конкуренции. Были проведены проверки. А производителям и продавцам стройматериалов направлены письма, в которых было черным по белому написано, что “усматриваются признаки необоснованного повышения цен реализации”, далее следовало: “Департаментом усматриваются признаки наличия антиконкурентных согласованных действий поставщиков и производителей…”. По сути, чиновники таким образом попытались обуздать цены на рынке. А в профильном министерстве тут же выкатили целый список экстренных мер, как обычно, проблему попытались закидать бюджетными деньгами и суперпрожектами. Было заявлено о запуске 8 импортозамещающих проектов по производству стекла, труб, сухих строительных смесей, арматуры, керамической плитки. И всё это объемом производства на 103 миллиарда тенге! Проекты должны были прорабатываться с ФНБ “Самрук Қазына” и строительными компаниями.

Была запущена за немалые деньги супер-пупер-платформа “Маркетплейс”, которая должна была истребить на корню перекупщиков и дать возможность напрямую делать закуп у производителей.

Подытожив, чиновники громогласно заявили, что “всё это позволит снизить стоимость материалов на 15 процентов и обеспечить прозрачность рынка строительных материалов” (сказано министром индустрии и инфраструктурного развития Бейбутом АТАМКУЛОВЫМ).

“+50 процентов от производителей”

Прошел год. В январе 2021 года цены на строительные материалы резко рванули вверх. Начиная от арматуры и бетона и заканчивая смесителями в туалете. В среднем, по словам обычных строителей, цена материалов выросла на 50 процентов! На некоторые виды – намного больше. При этом резкое удорожание произошло не только на импортную продукцию, но и на произведенную в стране. Неужели рынок так отреагировал на ожидание пенсионных денег, которые должны были прийти в строительную отрасль через граждан? Если это так, почему правительство в этот раз молчит? Где министр Бейбут Атамкулов, обещавший снижение цен на 15 процентов?

При этом удивляет, что никто не бьет тревогу, как в прошлом году. Не проводит проверок, не выступает с высоких трибун. Тишь да гладь.

В комитете по защите и развитию конкуренции, куда мы позвонили с вопросом, что происходит на рынке стройматериалов и проводятся ли проверки, как в прошлом году, сказали, что указаний сверху не было. А пока правительство не даст задание, проблемы не существует? Тогда мы обратились к самим производителям. Мы переговорили с продавцами строительных материалов. Они отказались публиковать свои имена. Но вот что нам ответили: “Наши производители керамического кирпича просто искусственно поднимают цены из-за дефицита. Возьмем для примера один завод, который работает в Алматы, они просто тупо подняли цены на 60 процентов из-за того, что в столице дефицит. По арматуре всё еще проще. Основной поставщик – из России. Там у них свой дефицит в связи с бумом строительства. У них выросли цены, а наш Карагандинский металлургический завод всё это увидел и тоже взвинтил цены”.


Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

В общем, у производителей и продавцов любимое слово – это “дефицит”. Из-за нехватки производства, дескать, цены-то и растут. Зато в профильном министерстве живут немного в другой реальности. Там есть волшебные таблички, которые можно просматривать перед сном, для хорошего настроения. Процитирую некоторые, пусть и читатель получит релакс, не всё же чиновникам кайфовать.

Итак, бетон. Потребность по стране – 7,9 миллиона кубических метров, в стране работают 65 предприятий, которые производят 9,4 миллиона кубических метров. То есть больше, чем требуется.

Кирпич керамический. Потребность – 832 миллиона штук (как точно посчитали!), количество предприятий – 54, проектная мощность – 882 миллиона штук.

Трубы (полиэтиленовые, канализационные). Потребность – 1,76 миллиона метров, количество предприятий – 15, проектная мощность – 1 миллион метров.

Стекло. Потребность – 5 589 тысяч квадратных метров, предприятие – 1, с проектной мощностью – 7 800 тысяч метров.

Работают ли действительно все эти производства? И насколько загружена их проектная мощность? Давайте посмотрим на одном примере. Стекольный завод, который в народе прозвали “стройкой века”. Его начали строить еще в 2015 году в Кызылорде. Строительство то останавливалось, то его сотрясали скандалы. Подробности о его работе можно прочитать в статье моей коллеги Натальи ДЕНИСОВОЙ (см.: “КАРАВАН”, “Как чиновники берут миллионные взятки и выходят на свободу” от 09.11.2020 г.). По словам нашего корреспондента из Кызылорды, он так и не запущен. Это всё, что вы должны знать о волшебных табличках из министерства.

Понятно, что в такой ситуации, когда проблем в отрасли строительных материалов выше крыши, когда отчеты чиновников никак не соответствуют реалиям, взвинчивать цены можно на ура.

Тут любой повод подойдет: сегодня – пенсионные деньги, завтра – муха Байдену на нос села. Всегда есть сто и одна отговорка. Но как быть в этой ситуации потребителю? Кто защитит его кошелек и разберется, есть ли, действительно, веские причины для роста цен? Пусть эта статья станет обращением от граждан в Агентство по защите и развитию конкуренции РК. Или вы только после указаний правительства работаете?

Председатель Союза строителей Казахстана Талгат ЕРГАЛИЕВ: “Почему цены выросли на все стройматериалы?”

Резкий скачок цен сразу же отразился на стоимости квадратного метра жилья. И кто уж, как не председатель Союза строителей, знает о том, чем чревато такое повышение. Мы задали вопросы Талгату Ергалиеву. 

– Правительство приняло ряд мер по сдерживанию цен в прошлом году, была разработана площадка “Маркетплейс”. Почему же вместо снижения цен на стройматериалы мы получили рост?

– Всё, что разрабатывает правительство, не согласовывая с общественными объединениями и рынком, идет вразрез с реальностью. “Маркетплейс” был разработан в рамках профильного ведомства, и он не будет работать, как и многие другие проекты. Например, Научный институт архитектуры и строительства тоже не связан с рынком, и все их разработки также не учитывают реалий и особенности рынка. Там нет связи с реальным спросом и предложением. Почему обычные сайты объявлений сегодня работают, а правительственная площадка – нет? Потому что там нет реального рынка. Проще взять готовую рыночную площадку и помочь ей быть более востребованной. Как вообще рынком может управлять нерыночная организация? Нигде в мире такого нет. Только в странах постсоветского пространства. Во всем виновата арматура: почему в России стремительно выросли цены на жилье

– Согласны ли вы с тем, что раздутые цены на строительные материалы способствуют удорожанию квадратного метра жилья, который реализуется конечному потребителю? Какие действия в связи с этим предпринимает Союз строителей?

– Да, удорожание стройматериалов ведет к удорожанию квадратного метра. В стоимости квадратного метра 60 процентов занимают затраты на материалы. Но стройматериалы у нас привязаны к доллару, поэтому при завозе и падении курса тенге, естественно, будет рост. У нас всё время, за исключением кризиса 2008 года, стройматериалы росли в цене, а за ними – и стоимость квадратного метра. Какие действия мы предпринимаем? Мы стараемся, чтобы цены все-таки были доступны для конечного потребителя и сохранялось качество. А для этого нужна конкурентная среда. Чтобы производство стройматериалов росло внутри страны, нужно, чтобы производители и строители получали доход, который они будут направлять на развитие и открытие новых производств. Сегодня строительные компании не могут открывать производства, им бы обеспечить людей заработной платой. Выходит какой-то замкнутый круг. Давайте сравним, цены на квадратный метр в самый кризисный 2008 год – тогда цена была 800 долларов за квадратный метр. И сегодня – 700 долларов. Это низкие предельные цены.

– В 2020 году говорилось о больших вложениях в развитие проектов импортозамещения на рынке строительных материалов. Какова ситуация на самом деле? Удалось ли реализовать планы?

– Планы, я думаю, реализовать не удалось. Иначе рынок бы ощутил это, и не было бы такого скачка цен из-за девальвации. Надо развивать малые и средние производства по примеру Китая. Там сначала в гаражах производили стройматериалы. Позже возникли цеха. Нам не нужно гнаться за масштабами, нам нужна реальная работающая программа по развитию МСБ.

– Сегодня производители строительных материалов говорят, что причиной роста цен стал дефицит. При этом профильное министерство сообщает, что загруженность наших заводов по производству строительных материалов составляет 50–60 процентов. Что же происходит на самом деле?

– Никакого дефицита нет, покупательная способность у населения просто низкая. Цементные заводы, например, работают не в полную мощь, на 50–60 процентов. Но рост цен идет по нескольким причинам – из-за падения тенге. И второй важный фактор: заводы не работают в полную мощь, потому что они были рассчитаны не только на казахстанский рынок, но и на соседний, а туда их никто не пускает. Стоимость материалов зависит от объемов производства: чем больше выпускаешь, тем дешевле получается. У нас же объемы не те. Сегодня, чтобы окупать этот момент, они вынуждены поднимать цены.

АЛМАТЫ