Чапаевская история – показательная. В ней как в зеркале отразились прорехи первого земельного законодательства и умение деловых людей использовать их в своих целях. До сих пор рабочие бывшего совхоза теряются в догадках, с какой стати акимат “откусил” у них лучший кусок пашни?
В свое время совхоз “Чапаевский” считался хозяйством высокой культуры земледелия. Плановая урожайность зерновых была 27 центнеров с гектара, подсолнечника – 25. “Не земля, а масло”, – говорили специалисты.
Сегодня это кажется фантастикой. Крестьянские хозяйства, на которые распался совхоз, с трудом получают половину прежних объемов. Рентабельность низкая потому, что земли не хватает.
– Все знают, что надо соблюдать севооборот, – высказал мнение глава хозяйства “Снегиревское” Виктор ЛЕТУЕВ, – оставлять пашню под паром, накапливать гумус. В Германии вообще многие скороспелые культуры не убирают, а запахивают – вносят органику. А мы этим заниматься не можем – земли мало. Нам бы еще пятьсот или тысячу гектаров! Только где взять?
Земля – основа основ крестьянской жизни. Главная ценность. Кормилица. Прирезать землицы сегодня хотели бы многие хозяйства, особенно такой плодородной, как чапаевская. Именно поэтому, когда мы узнали, что в свое время чапаевцы вроде как добровольно (!) отдали акимату полтысячи гектаров своей пашни, – не поверили. Ну не вяжется это со здравым смыслом!
Теоретически при разделе совхозных земель и имущества должна была работать комиссия – коллегиально определять каждому его долю. Но теория и практика, как говорят в Одессе, – две большие разницы.
– Никто ничего нам не объяснял, распределением занималась администрация вместе с главным бухгалтером, – рассказал пенсионер, бывший работник “Чапаевского” Иван ГЕТТИХ. – На меня и супругу выделили 16 гектаров пашни, а сколько действительно нам положено, мы не знаем. Больше 500 гектаров руководство отстегнуло в акимат, причем самой лучшей земли, на равнинке. Бывший аким Доскалов оттуда сразу взял сто гектаров!
В селе о “доскаловском” поле знает любой старожил. Глядя на этот лакомый кусочек возле Зыряновска, чапаевские фермеры только облизываются. Ровная пашня в низинке, высокий балл плодородия, рядом элеватор, черта города... Если бы сегодня такое богатство выставили на тендер, аграрии торговались бы за него до хрипоты. А вот семье бывшего первого руководителя Зыряновского района, ныне мажилисмена Валерия Доскалова поле тогда досталось… бесплатно. Несмотря на то, что в списках рабочих совхоза семейство Доскаловых, мягко говоря, не значилось. Несмотря на то, что вообще их трудовой путь был далек от сельского хозяйства.
– В законодательстве того времени было четко обозначено, что приоритетное право на участки из спецземфонда имеют лица, проживающие в сельской местности и имеющие навык работы в сельском хозяйстве, – дал комментарий начальник межрегиональной земельной инспекции Агентства по управлению земельными ресурсами по Восточно-Казахстанской и Павлодарской областям Владимир СОЛОВЬЕВ. – Что такое спецземфонд? В момент реорганизации совхозов и колхозов государство рекомендовало селянам предусмотреть специальный земельный резерв, например, для солдат, которые отслужили в армии и решили вернуться в родное село, для выпускников училищ и техникумов, прибывших в село молодых специалистов. Люди сами решали, нужен ли им такой резерв. В некоторых хозяйствах от него отказались и всю землю до последнего клочка разделили между “своими” людьми. А там, где пошли на создание резерва, земли тут же ушли в госзапас или, иначе говоря, спецземфонд. И с этого момента ими напрямую уже распоряжался аким. Достаточно было написать заявление, и землю выделяли бесплатно…
…Мы не сомневаемся, что где-то в архивах бывшего совхоза лежит протокол собрания, на котором люди наверняка добровольно, письменно отказались в пользу акимата от 540 гектаров самой замечательной пашни. Правда, среди самих чапаевцев, с кем бы мы ни разговаривали, ни один так и не смог вспомнить, когда же он голосовал за это на собрании коллектива. Да и было ли само собрание?
– Сейчас по нашему округу нет ни одного лишнего клочка земли, – со вздохом заключил глава ТОО “Агро-Ден” Михаил СНЕГИРЕВ. – Мне бы взять еще гектаров сто, техника есть, люди, но…
Есть подозрения, что демобилизованные солдаты и молодые специалисты даже не узнали про созданный якобы для них земельный резерв. В считанные дни плодородная пашня ушла совсем в другие руки. И здесь чиновничья машина проявила поразительную скорость. 17 сентября 1996 года супруга районного акима Валерия Доскалова обратилась к мужу с заявлением “предоставить право постоянного пользования с/х угодиями (орфография оригинала сохранена. – Редакция) из спецземфонда… общей площадью 100 га”. А спустя десять дней районный земельный комитет уже выдал заключение: “Согласовать предоставление Доскаловой Н.И. права постоянного пользования землей в пределах среднерайонной нормы площадью 115 га”. Еще через неделю аким Валерий Доскалов издал решение № 503 “Об организации крестьянского хозяйства Доскаловой Н.И. на базе спецземфонда СХП “Чапаевское”.
В состав членов крестьянского хозяйства (по закону – семейного объединения) помимо главы Нины Ивановны и дочки Ольги вошли еще четверо пенсионеров в возрасте от 59 до… 75 лет, причем двое из них – 70-летние женщины. Можете представить, как бабушки заправляли тракторами и комбайнами?! А главное, была отметка, что все они владеют навыками ведения сельского хозяйства!
После ряда наших публикаций о проблеме затопленного карьера в горняцком городе Зыряновске экс-аким, ныне мажилисмен Валерий Доскалов заявил редакции: чтобы повлиять на ситуацию (читай – предотвратить рукотворную катастрофу), у него не было полномочий. Но, выходит, не так уж беспомощен был аким. Как только у Доскалова появился шанс приумножить землицей семейный капитал, тут же и полномочия на месте оказались, и инициативность зафонтанировала.
Девять лет назад, как раз накануне перехода на новую должность, Валерий Доскалов постановил отменить свое же решение по семейному крестьянскому хозяйству. 115 га пашни формально вернулись в спецземфонд, чтобы… тут же уйти во владение некоего производственного кооператива “Серебряный ключ”, который крестьяне по-прежнему ассоциируют с семьей Доскалова. Но дело даже не в этом. Беда в том, что крестьян, по сути, лишили полутысячи гектаров их земли, нынешние хозяева которой остаются для них загадкой.
Мы просим генерального прокурора Асхата ДАУЛБАЕВА, руководителя финпола Кайрата Кожамжарова и акима Восточно-Казахстанской области Бердыбека САПАРБАЕВА разобраться в данной ситуации и обеспечить законность.
В Зыряновске для снижения уровня грунтовых вод будет построена сеть ливневой канализации и дренажных каналов.
Несколько недель назад “Караван” вновь поднял проблему затопленного зыряновского карьера (“Карьер потрошит дома”, №16 от 22 апреля). Мы отметили: пострадавшие от подъема грунтовых вод дома продолжают разрушаться. После публикации “Каравана” в начале мая в город горняков прибыл аким области Бердыбек Сапарбаев. Он встретился с жителями многострадального района и пообещал: всех, чьи дома из-за карьера пришли в негодность, переселят. По каждому из 90 заявлений, которые поступили в акимат, будет работать комиссия из специалистов и представителей общественности.
– К сожалению, эксперты прогнозируют дальнейший подъем грунтовых вод, вызванный затоплением карьера, – сообщил аким Зыряновского района Ермак САЛИМОВ. – Поэтому мы разработали проект по защите Зыряновска от подтопления и затопления. Будет построена “ливневка”, которой никогда в городе не было, все подземные и паводковые воды будут откачиваться насосами. Предстоит восстановить сеть дренажных каналов, по которым в свое время вода уходила в местные речки Маслянку, Вторушку, Березовку.
Девятнадцать лет назад у директора первого частного завода в Зыряновске районная власть, которую возглавлял тогда Валерий Доскалов, отобрала предприятие.
– Сейчас такое невозможно даже представить, – говорит восточноказахстанский предприниматель, владелец бывшего зыряновского кирпичного завода Павел ТЕТЕРИН. – Уволить с работы… собственника! А смысл был один – отобрать успешное частное предприятие. Мы подняли полумертвый цех, взялись за новые производства, первыми перешли на новые принципы экономики. И за это Зыряновский горисполком, которым руководил Валерий Доскалов… снял меня с должности.
– Я судился больше десяти лет, – продолжил предприниматель. – За это время завод пришел в полный упадок и перестал существовать. Суд признал в итоге мою правоту, мне вернули деньги. Действия горисполкома во главе с Доскаловым были признаны незаконными. Но предприятия уже нет.
Усть-Каменогорск