Как найти оптимальный вариант их применения, чтобы не вредить ни себе, ни окружающим, рассказывает врач лаборатории токсикологии полимеров и других химических веществ филиала НПЦ санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга МЗ РК, к. м. н. Лаврентий АЙЗВЕРТ.
– В нашей лаборатории мы оцениваем воздействие полимеров на человека и следим за безопасным их применением. Сегодня поговорим о строительных и мебельных материалах, о том, на чем люди обычно не заостряют внимание. Взяли, построили, смотрится красиво, а потом начинаются проблемы: аллергии, нервные сбои и головная боль…
Начнем с того, что без нашего заключения вновь производимые, впервые завозимые полимерные и искусственно синтезированные материалы, отрицательно влияющие на здоровье человека, использоваться не должны. Их обязательно надо исследовать!
Почему встала такая необходимость? Раньше люди использовали в основном натуральные материалы. Наша лаборатория организована в 1968 году, потому что именно с этого времени началось бурное развитие химии, производство и применение новых синтетических материалов и полимеров. Бесконтрольное их применение привело к тому, что стали появляться новые заболевания.
Что такое полимер?
– Полимеры – это огромные молекулы, которые состоят из молекул меньшего размера, мономеров, – продолжает рассказ Лаврентий Готлибович. – Берется, к примеру, химическое вещество – жидкий стирол или окись полиэтилена, и полимеризуется. Короткие цепочки их молекул при этом связываются в длинную цепь. И из жидкости получается твердое вещество – полимер, который обладает уже совершенно новыми свойствами: он прочный, легко меняет форму под влиянием температуры и давления. Изделиям из него можно придать практически любую необходимую форму.
Но полимер – это общее название. А существуют его разновидности, в составе которых могут быть полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, поликарбонат, полиамид, полиакрил. В общем, большое разнообразие. И каждый обладает своими техническими и гигиеническими свойствами, более или менее опасными. Вот мы и разбираемся, какие из этих материалов ради безопасности людей нужно запретить, какие – разрешить.
Всё дело в том, что в процессе появления этих длинных цепочек молекул, которые образуют полимер, в нем остаются свободные молекулы исходного вещества. Они-то и выделяют в окружающее пространство вредные испарения.
Заходите в комнату, где только что сделали ремонт, и сразу чувствуете резкий запах краски. Это говорит о том, что из покрашенной поверхности выделяются эти мономеры, свободные летучие вещества.
Через месяц-два или три запах исчезает либо становится слабым, то есть выветривается. И материал получается практически безвредным.
Это всё проверяет наша лаборатория. Для каждого вида изделий – свои методы проверки. Для стройматериалов у нас есть климатические камеры, которые моделируют нужные условия. Создаются определенная температура, влажность, воздухообмен. Туда помещается и выдерживается сутки опытный образец проверяемого материала. А потом смотрят, какие вредные вещества выделились.
– Как же их вылавливают из воздуха?
– Есть специальные фильтры с поглотительным раствором. Он затем и исследуется на приборе: в каком количестве выделено вредное вещество. И это сравнивают с нормативами ПДК (предельно допустимая концентрация). Если превышает норматив, мы запрещаем ввоз такого стройматериала или оставляем его на хранение на 2 месяца. Затем повторно проверяем. Если повторно выделяются вредные вещества – запрещаем совсем. То есть фирма, прежде чем массово завозить какой-то товар, предоставляет нам его опытный образец на исследование. А если не выявлено никаких нарушений, завозит всю партию.
– Были ли случаи, когда бизнесменам приходилось возвращать некондиционный товар обратно поставщику?
– Конечно. Несколько лет назад у нас приключилась целая “эпопея” с поставками железнодорожных пассажирских вагонов китайского производства, которые источали резкий неприятный запах. Нам пришлось пройти 20 судебных заседаний в споре с фирмой, которая хотела завезти такой товар в Казахстан. Тяжба была, поскольку они не соглашались с нашими заключениями, нанимали какую-то “независимую” лабораторию. Но в конце концов суд мы выиграли. И коммерсанты были вынуждены отказаться от этих вагонов, поскольку их пластиковая синтетическая отделка выделяла в воздух различные летучие химические вещества. Среди них были фенол и формальдегид. Последний представляет собой высокоопасный яд, который вызывает аллергические состояния и другие последствия. Превышение допустимых концентраций этих веществ было серьезное.
– На что же рассчитывают производители таких изделий?
– К примеру, существуют краски, предназначенные только для наружного применения, а есть – для внутреннего. Недобросовестные производители не соблюдают их предназначение. Между тем в красках для наружного применения используется растворитель, который быстро улетучивается. Краска быстро сохнет, но создает при этом высокие концентрации вредных для человека веществ в воздухе. Это могут быть такие растворители красочного пигмента, как ксилол, толуол, этилацетат, бутилацетат. В замкнутом помещении они губительны для людей. Но если даже не создают очень высокую концентрацию одномоментно, в токсикологии есть такое понятие, как фактор малой интенсивности. Человек говорит: “Да, я дышал этим запахом, ничего страшного не случилось!”. Если это было недолго и всего пару раз, может быть, и не страшно. А если каждый день и подолгу вдыхать такой воздух, ядовитые испарения накапливаются в организме и вызывают болезнь.
В основном это отражается на нервной системе. Человек сначала плохо спит, у него появляется раздражительность, вялость.
И порой люди даже не связывают эти недомогания с какими-то отравлениями. Но эти вещества губительно действуют на центральную нервную систему, подтачивая ее. Как не заболеть после покупки новогодней елки
– Это похоже на то, как токсикоманы нюхают, к примеру, толуол, и кайфуют от этого?
– Да. Бывают такие “нюхачи”. Дело в том, что этот летучий растворитель способен растворять жировую ткань. А головной мозг и состоит в основном из жировой ткани. Его клетки в первую очередь подвергается разрушительному воздействию, что и вызывает галлюцинации. Как говорят токсикоманы, они “смотрят мультики”. На самом деле идет поражение нервных клеток. Это чревато проявлениями умственной отсталости, а у токсикоманов при постоянном таком воздействии нарушается психика и происходят другие изменения.
Токсическая мебель
– А вот ходишь по мебельным магазинам, а там от запаха дышать трудно. Чем это объясняется?
– Да. Еще и глаза там начинают слезиться. Это от запаха формальдегида. Дело в том, что большая часть мебели сейчас изготавливается из древесно-стружечной плиты (ДСП). Это опилки, склеенные фенолформальдегидной смолой. Смола – вроде бы твердое вещество, но в ней содержатся свободные молекулы того же формальдегида и фенола, которые постепенно, в течение года, могут выделяться в окружающее пространство. Чем выше температура и больше масса мебели, тем сильнее испарения. Во-первых, они раздражают слизистые оболочки. А вообще формальдегид – это высокотоксичный канцероген, который обладает еще и отдаленными последствиями. То есть через несколько лет у человека могут проявиться опухоли или так называемый гонадотоксический эффект, способность вещества отрицательно влиять на репродуктивную функцию организма. У мужчин нарушается сперматогенез, у женщин – функция деторождения. В общем, целый ряд патологий.
– Удивляюсь, как продавцы выдерживают воздействие этой мебели, излучающей формальдегид. Но почему ее завозят?
– Избавиться от завоза такой мебели мы не можем. Сейчас другого способа ее производства просто нет. Мы вынуждены ею пользоваться. Но единственное – мы стараемся минимизировать ее воздействие. Поэтому, если мебель выделяет слишком высокие концентрации вредных веществ, рекомендуем оставлять ее где-то на проветривание. И использовать только после того, как все летучие соединения из нее испарятся. Обычно считается, что это происходит в течение 2 месяцев. Хотя многое зависит от качества фенолформальдегидной смолы. Если ее марка Е1 – это самая чистая смола, которая разрешена к применению в мебельной индустрии. И мебель такого производства более качественная и безопасная. А если смола марок Е2 и выше, то по чистоте она хуже и дольше выделяет канцерогены.
Еще для уменьшения выделения химических веществ, бывает, мебель покрывают шпоном (тонкий срез натуральной древесины) или лакокрасочной пленкой, а также подвергают термообработке перед выпуском в реализацию.
– Давайте подытожим, как обычный покупатель может выбрать безопасные стройматериалы и мебель для себя?
– Первым делом он нюхает их. Запах говорит о том, что из материала выделяются какие-то летучие химические вещества. Чем сильнее запах, тем выше их концентрация.
Если вы ощущаете резкий запах от мебели, линолеума или каких-то стройматериалов, то от их использования в пространствах, где обитают люди, лучше отказаться.
Как видите, определить это можно без всяких приборов, чисто органолептически (на основе восприятия органами чувств: зрения, обоняния, вкуса).
А вообще существует такой документ: “Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)”. Там есть раздел 6: “Требования к полимерным и полимерсодержащим строительным материалам и мебели”. Это единый документ для всех стран Таможенного союза. Какие материалы в соответствии с ним должны исследоваться, в каких зданиях использоваться: жилых, образовательных, общественных, промышленных. Для каждого типа помещений свои требования.
Сегодня синтетические полимерные материалы окружают нас всюду. Тему их влияния можно рассматривать также в отношении электробытовой техники, одежды, бытовой химии и многого другого. Думаю, нам придется еще не раз к ней возвращаться.
АЛМАТЫ