Из данных проведенного ими обзорно-аналитического исследования следует, что в 2019 году во всем мире курило порядка 1,14 млрд человек, среди которых была заметно выше доля лиц с низким уровнем образования и дохода, а также страдающих психическими расстройствами и обладающих другими вредными привычками. Подавляющее большинство начало курить в возрасте от 15 до 25, что резко повышает уровень негативного влияния никотина на организм. В среднем курильщик рискует потерять 10 лет в жизни в сравнении с некурящим человеком, живущим в таких же условиях.
Эпидемиологические исследования в ряде государств и анализ, основанный на моделировании, показали, что в 2020 году курение стало причиной 7,7 млн смертей во всем мире. В основном летательные исходы такого рода происходили от рака легких, сердечно-сосудистых заболеваний, хронической обструктивной болезни легких и онкологии мочевого пузыря.
Согласно статистическим данным тех же канадских ученых своевременный отказ от вредного пристрастия значительно снижает риск такого исхода. Люди, отказавшиеся от курения до 40 лет, имеют больше шансов избежать подобных болезней и смерти от них. Отказ от табакокурения стал уже довольно обыденным явлением в странах с высоким уровнем дохода из-за принятия эффективных мер противодействия. Скажем, во Франции число бывших курильщиков среди лиц в возрасте 50 лет и старше в четыре раза превышает численность тех, кто продолжает употреблять табачную продукцию.
В настоящий момент медицинская наука разработала несколько эффективных методов антитабачной терапии: 1) заместительная терапия (никотиновые пластыри, жевательная резинка, назальные спреи и другая продукция подобного рода); 2) препараты, воздействующие на определенные рецепторы в человеческом организме и снижающие уровень удовлетворенности от потребления никотина. Так называемые бездымные продукты или электронные системы нагревания табака также признаны действенным средством для постепенного отказа от курения. В Великобритании их советуют использовать в качестве переходного инструмента к полному отказу от обычных сигарет.
Важную роль, но в сочетании с медикаментозной терапией, отводят авторы поведенческой коррекции и психотерапевтическим консультациям, которые повышают вероятность успеха на несколько порядков. Помощь такого рода должна быть направлена на оказание психологической поддержки в период лечения, формирование навыков преодоления синдрома отмены (так называемая «ломка») и симптомов отказа от курения, а также на решение проблем в стрессовых ситуациях, которые зачастую и толкают людей к употреблению табака, алкоголя или наркотиков.
Ученые считают, что на глобальном уровне магистральная задача состоит в том, чтобы изучить опыт отказа от курения в странах как с низким, так и высоким уровнем дохода, понять различие условий и потенциальную возможность экспорта антитабачных методик из одних государств в другие. Жителям низкодоходных стран необходим в первую очередь доступ к эффективной медикаментозной терапии и психологической поддержке, а также содействие в лечении психических расстройств, обычно сопутствующих зависимости.
Ранее в известном медицинском журнале «Ланцет» был опубликован вывод, что свободный доступ к передовым данным в вопросе снижения вреда от табакокурения жизненно необходим для эффективной здравоохранительной политики. Нынешняя Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, по сути, утратила актуальность, поскольку не учитывает огромный пласт научных знаний о том, какую роль в снижении вреда играют устройства вроде электронных сигарет. Конвенция перестала быть документом, объясняющим и преобразующим реальность.
Кроме того, эксперты полагают, что в позиции ВОЗ не хватает понимания стратегии по уменьшению вредного воздействия. Замена традиционных сигарет системами нагревания табака реально уменьшает уровень потребления вредного никотина, но медицинские чиновники не делают из этого логичный вывод, что их нужно внедрять и приветствовать.
Помимо вышеперечисленных мер канадские исследователи предлагают законодательно регулировать объем никотина в табачных изделиях, ограничить продажу сигарет для перевода потребителей на менее токсичные альтернативы, а также дальнейшее исследование и внедрение новых принципиально новых подходов лечении никотиновой зависимости.
О том, какие из этих методов (и с какой эффективностью) применяют государственные органы в нашей стране – предлагаем делать выводы читателям.