В судах отмечают, что в последнее время количество имущественных споров заметно увеличилось. Чаще всего нажитое добро делят бывшие супруги. Войны во время таких дележек разгораются нешуточные, а бывшие возлюбленные при этом превращаются в злейших врагов, готовых на всё. Любимые жены обирают бывших до нитки, а главы семей всеми законными и незаконными путями открещиваются от содержания детей.
Нередко доходит до абсурда: делят даже столовые приборы, до ложки и вилки. Случается, что кто-то из пары из-за доверчивости и вовсе остается ни с чем. При этом рассчитывать на сердобольность обратной стороны не приходится. В роли жертвы может оказаться как женщина, так и мужчина.
– Например, женщина живет в гражданском браке с мужчиной много лет. Вместе строят дом, растят детей, даже внуков… И вдруг отношения портятся, и дело доходит до развода. И получается, что женщина ни на что не имеет права, потому что брак был гражданский, а у нас в Казахстане такая форма брака не признается, – рассказывает судья города Актобе Айгуль АБДУЛЛИНА.
– То есть те, кто предпочитает жить без печати в паспорте, рискуют остаться при разводе ни с чем?
– Да, при разделе имущества это играет существенную роль. Вот еще один из недавних случаев. Супруги живут в гражданском браке 20 лет. У каждого из них имелось добрачное имущество, небольшие квартиры, которые они продали в начале своей совместной жизни, а потом купили частный дом. Оформили его на супругу. На месте приобретенного жилья они возводят большой благоустроенный дом. Мужчина потом в суде утверждал, что для этих целей взял на себя потребительский кредит, деньги вложил в строительство. Да и сам своими руками немало сделал. И в какой-то момент у него происходит серьезный конфликт с пасынком (у обоих были дети от первого брака). Ссора оказалась серьезной, и мужчина после конфликта подает на раздел имущества. Однако в суде что-либо доказать ему не удалось.
То, что он взял кредит, никак не доказывает, что деньги были потрачены именно на строительство дома.
Можно, конечно, предположить, что женщина в одиночку не смогла бы построить такой дом, но утверждать это однозначно нельзя, ведь никаких подтверждающих документов нет. Да, приходили свидетели, например, водитель КамАЗа, который утверждал, что вывозил мусор. Соседи косвенно подтверждали участие истца, но прямых доказательств у мужчины не оказалось. Мы призывали к добросовестности супругу, но она уже наняла адвоката и стояла на позиции, что она единственный собственник. И формально это соответствует действительности.
– Зачастую мужчины обесценивают вклад женщин в семейный бюджет. Хотя, если перевести женский домашний труд на деньги (то есть посчитать, сколько за это возьмут наемные работники), выходит, что жена зарабатывает даже больше. Сталкиваетесь ли вы с такой позицией представителей сильной половины в суде?
– Да, бывает, что мужчины считают жен иждивенками. Но суд, исходя из норм закона, решает, что их имущество нажито совместно, значит, является общим и подлежит разделу поровну. И здесь не зависит от того, что, скажем, в момент приобретения, женщина не работала, например, находилась в отпуске по уходу за ребенком. Это, согласно закону, уважительная причина. И доводы мужчин, что только они зарабатывали деньги, не берутся во внимание. Кстати, у меня был случай, когда такую позицию заняла женщина. Она сама подала на раздел имущества и претендовала на всё, аргументируя это тем, что работает в нефтяной компании и, соответственно, доход у нее был намного выше, чем у супруга. Он, в свою очередь, занимался воспитанием детей и иногда – своей предпринимательской деятельностью. За период совместного проживания, а жили они в Актау, купили несколько квартир в Актобе. Также имелось 2 автомобиля. На суде супруга заявила, что всё принадлежит ей. Но суд, основываясь на нормах законодательства, разделил имущество пополам.
Чувств уже не вернуть, а приданое?
– Говорят, в судах сейчас не редкость, когда при разводе жены требуют вернуть приданое, а мужья – калым. А некоторые доходят до того, что настаивают – разделить имущество до каждой ложки и вилки...
– Да, конечно. Бывает, что судьям приходится выезжать в квартиру или дом супругов, чтобы всё посмотреть и оценить. Доходило и до подсчета и раздела каждой мелочи. Приданое, кстати, не подлежит разделу. Его может забрать жена, потому что это имущество, которое она приобрела до брака. Понятия “приданое” в законе нет. Калым в моей практике не возвращали, но на словах оговаривали и ставили в упрек во время споров. Нередко припоминают и расходы на свадьбу.
– С какими еще сложностями сталкиваются бывшие супруги во время развода и раздела имущества?
– Некоторые пишут, что определенное имущество подлежит разделу, а доказать это не могут. Например, говорят на словах, что, мол, этот холодильник мы купили вместе, а документы представить не могут. Никто же не думает о разводе. И тогда, допустим, жена утверждает, что бытовую технику купили вместе, а муж говорит, что это подарок родителей. Но, чтобы доказать, что это совместно нажитое имущество, необходимо предоставить платежные документы. Часто один из супругов не может доказать, что то или иное имущество было приобретено до брака. Бывает, что жилье, купленное в браке, оформляют на родителей или других родственников, допустим, для того, чтобы потом участвовать в госпрограмме, а потом во время развода не получается доказать, что это совместное имущество.
– Расскажите о неординарных случаях в судебной практике по делам, связанным с разделом имущества.
– У нас есть пара, которая развелась 12 лет назад. Однако до сих пор судится из-за имущества. На момент развода у них вопрос о разделе имущества не стоял, потому что глава семьи всё оставил жене: и дом, и бизнес. Однако спустя несколько лет жена инициирует раздел из-за кредитных обязательств. Но мужчина был уверен, что раз он оставил всё, то и по кредитам должна рассчитываться жена. Но она решила поделить кредитные обязательства. Поскольку такой иск поступил, суд обязан его рассмотреть. Далее пошли взыскания алиментов на содержание детей, хотя мужчина говорит, что доходы от бизнеса, на которые он не претендовал, вполне позволяли содержать детей. В конце концов, после ряда исков мужчина сам начал раздел имущества: и магазина, который оставил, и дома, и всего, что есть внутри. Начал делить гостиную мебель и всё остальное, вплоть до стульев. На какие хитрости идут разводящиеся супруги при разделе имущества - истории юриста
– Раз она меня не уважает, настроила детей против меня так, что они перестали со мной общаться, и по каждому поводу вновь и вновь поступают иски, я тоже буду судиться, – говорил он в суде.
– Почему, на ваш взгляд, такие случаи происходят?
– Зачастую имеет место недобросовестность юристов. Некоторые из них из корыстных побуждений, зная нюансы законодательства, подстрекают людей судиться. Например, в данном случае, вместо того, чтобы помирить бывших супругов, помочь им построить отношения в новом качестве, ведь у них уже внуки, они втягивают и женщину, и ее детей всё в новые и новые иски. По сути, это путь в пропасть, и, наверное, демонстрирует равнодушие этих юристов, которые не заинтересованы решить проблему мирным путем и помочь этим людям сохранить отношения.
– Сейчас распространены мусульманские браки, когда молодожены делают только религиозный обряд, а в загс также предпочитают не ходить. С какими проблемами в этом случае они могут столкнуться?
– Так называемые "мусульманские браки" также не имеют юридической силы, как и гражданские. При разделе имущества берется во внимание либо официальный законный брак, либо наличие брачного договора. Я думаю, что при заключении брака это нужно разъяснять. Тем более сейчас, когда заявления зачастую подают онлайн, и получить разъяснения не у кого. На мой взгляд, для пар, которые собираются пожениться, необходимы трехдневные курсы, на которых бы разъясняли закон о браке и семье, с выдачей сертификатов, чтобы потом при разводе, супруги не разводили руками, что не знали о последствиях. Нужно перед браком разъяснять основные нормы. Например, что если законный брак, то имущество при разводе делится пополам, или о том, что, пока супруга находится в отпуске по уходу за ребенком, трудоспособный супруг обязан ее содержать. Знакомить с порядком выплаты алиментных сумм, так как это проблемная сфера, и разъяснять другие нюансы. Тогда, думаю, недоразумений при разводах будет меньше.
– Что еще можно сделать, чтобы обезопасить себя, защитить свои права и не попасть в такие ситуации?
– Супруги могут заключить брачный договор, в котором будут прописаны их имущественные права, а также все права в отношении детей, по их содержанию или проживанию, и другие нюансы. Это очень важно – научиться слышать друг друга, изначально оговорить многие вещи еще до вступления в брак. Но многие не могут самостоятельно принимать решения, оглядываются и слушают родителей, которые часто подвержены эмоциям и не видят реальной картины. Хотелось бы, чтобы молодые больше занимались психологическим образованием и умели защищать свои личные границы.
Договор дороже денег
Судьи сходятся во мнении, что обезопасить себя от таких ситуаций можно, заключив брачный договор. В Европе и Америке 70 процентов пар, вступающих в брак, так и делают. Для постсоветского пространства такая практика в новинку.
– Брачный договор может быть заключен как до брака, со дня подачи заявления, так и во время совместной жизни. Заключается он в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. При этом надо учитывать, что суд может признать такой документ недействительным по требованию одного из супругов, если условия данного соглашения ставят его (или ее) в крайне неблагоприятное положение или нарушают имущественные права детей, – разъясняет судья Илиада ДОСОВА. И предупреждает: – Сейчас по всему миру наблюдается тенденция увеличения брачных контрактов, и не зря, ведь процесс раздела имущества крайне трудоемкий и очень сложный, а брачный договор в случае развода позволяет существенно облегчить процедуру.
Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда
Специалисты в области психологии считают, что к таким ситуациям приводит боязнь наших людей показаться в начале отношений меркантильными или страх перед суевериями, что якобы такие разговоры предрекают плохой исход брака. Кроме того, зачастую имеет место неумение выстраивать личные границы. Особенно это актуально для представительниц слабого пола.
– Изначально многие женщины боятся сказать: это – твое, а это – мое, очертить свое пространство. Боятся отстоять свою точку зрения на покупку или продажу имущества, хотя такие решения должны быть совместными. Обычно мужчины просто ставят жен перед фактом, а женщина из-за легкомыслия, слепой веры и поклонения мужу соглашается во всем.
Это принято в нашем менталитете, и женщины боятся, что, оспаривая свое право, окажутся в невыгодном положении. Они боятся обидеть мужа и, таким образом, обесценивают себя.
Со временем с их мнением, действительно, перестают считаться. И в итоге в случае развода такая женщина остается в плачевной ситуации. Из практики работы в суде пришла к выводу, что в большинстве случаев женщина боится подать на развод и даже уйти от насилия или измены, потому что у нее нет своего жилья и ей просто некуда идти с детьми. Также давит страх, что она останется без содержания, – говорит практикующий психолог Айгуль Бижанова.
– В чем вы видите выход?
– Мне кажется, хорошо было бы перед вступлением в брак получить юридическую консультацию по имущественным вопросам. В нашем менталитете вообще есть такое – жить прошлым и настоящим, а о будущем не думать.
Женщины тратят личные сбережения на ипотеку, а потом в суде не могут это доказать, зато открывать личный счет и откладывать деньги на свою безопасность, у нас не принято.
Доходит до абсурда. Я знаю несколько реальных пар, когда девушке ставили условие, что если ты выходишь замуж, то отдаешь свою карточку свекрови и не вмешиваешься в финансовые дела. И девушки соглашаются на всё, а потом понятия не имеют, на что уходит их зарплата. Хорошо, если ее обеспечивают на должном уровне, а если она не может попросить купить самое элементарное? Как вы думаете, будут ли защищены ее права при разводе?
АКТОБЕ