Не так давно аким Астаны Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ резко критиковал владельцев столичных ресторанов за их нежелание благоустраивать территорию, прилегающую к их заведениям.
– Вокруг территории наледь, грязь, никакого желания у владельца того же ресторана выйти, взять лопату и самому почистить возле себя… Ждут, когда их территорию приведут в порядок коммунальные службы, – возмутился столичный градоначальник. – Проводить уборочные мероприятия – обязанность каждого предпринимателя!
Примерно в таком ключе “воспитывают” бизнес практически каждый аким региона и министры. На первый взгляд – это вмешательство в частный бизнес. А на второй?
Падение курса рубля резко ослабило позиции казахстанских компаний на отечественном рынке. Практически все предприятия, выпускающие продукцию, говорят о сокращении продаж. Спад наблюдается в производстве строительных материалов, мебельной и легкой промышленности, машиностроении и – что более всего заметно – в производстве продуктов питания. Дешевый рубль позволил российским предприятиям резко снизить цены и тем самым вытеснять казахстанских конкурентов.
Понятно, наших бизнесменов это встревожило. Все вдруг озаботились поддержкой отечественного производителя. Кинули клич: “Покупай казахстанское!”, наверное, впервые в нашей истории подобная акция охватила всю страну. Государство начало выделять средства на поддержку бизнеса в рамках программ “Нурлы жол”, ФИИР-2, по линиям “Даму” и НАП “Атамекен”.
Поддержка отечественного бизнеса дошла до уровня государственного протекционизма: если Россия ограничивает казахстанские поставки, то мы тоже можем задержать российские товары. В результате и в российской, и в казахстанской прессе заговорили о торговой войне.
Но предприниматели все равно жалуются на плохое положение. Может, проблема развития бизнеса в Казахстане глубже?
Директор НИИ инновационной экономики Магбат СПАНОВ в одном из интервью так описал отечественный бизнес:
– Я для себя придумал такое определение: наши бизнесмены думают, что они предприниматели, но на самом деле они торгаши… Казахстанская экономика, с точки зрения экономической теории, развивается как классический олигархический монополизм, который не заинтересован в конкуренции. Потребителей интересует две вещи – цена и качество. А не то, где данный товар произведен. У казахстанских предприятий за счет неправильной экономической политики высокая себестоимость. Плюс еще маржа. Наши бизнесмены, если речь не идет о 100 процентах прибыли, никакие проекты даже рассматривать не станут. Хотя везде маржа в размере 5–6 процентов считается нормой.
Эксперты, к которым обратился “Караван”, дружно поддержали претензии предпринимателей к власти. Но вот комментировать конкурентоспособность отечественного бизнеса отказались. Социолог и бизнес-тренер Леонид ГУРЕВИЧ высказался более конкретно:
– В целом культура нашего бизнеса выросла. Другое дело, что у предпринимателей часто не хватает средств, чтобы обращаться к профессионалам за услугами того же маркетинга. Надо помочь бизнесу получить профессиональную помощь. Такие программы есть, в том числе и государственные. Было бы актуально посмотреть маркетинговую культуру нашего бизнеса, его желание проводить маркетинговые исследования. Но этим у нас никто не занимается…
Руководитель аналитической группы КИПР Ерлан СМАЙЛОВ считает, что проблема неразвитости бизнеса в стране лежит гораздо глубже. Причем главную негативную роль в этом сыграло само государство.
– Неоднократно говорилось, что на бизнес ложится большая регуляторная и коррупционная нагрузка. Три года назад мы проводили исследование, которое показало, что в Казахстане работало 107 организаций, которые могут осуществлять контрольно-надзорные функции по отношению к бизнесу, – сказал Смайлов в интервью “Каравану”.
Кроме того, препятствует развитию бизнеса правовая система страны – гарантии прав собственности у нас не всегда соблюдаются. Из-за этого крупный бизнес завязан на крупные политические фигуры, региональный – на акимов. Поэтому масштабные производственные проекты, сложные в реализации, такому бизнесу не интересны. Какой смысл стараться?
– С другой стороны, часть предпринимателей оседлала конька внимания со стороны государства и постоянно жалуется: мол, на нас давят, мы не можем работать. Но при этом использует очень короткие бизнес-модели, – продолжает аналитик. – Не в силу ограничивающих факторов, а потому что так выгоднее. Сейчас по-быстрому заработать, а дальше – трава не расти.
Все это показывает, что наш бизнес не желает заниматься саморазвитием. Мало кто вкладывает деньги в обучение персонала. В результате эффективность казахстанского работника в 2–3 раза ниже, чем его российского коллеги. В Казахстане проще поднять цену, чем снизить стоимость своего продукта и при этом получить такую же прибыль, как и российские компании. Вот и вся эффективность. Так кому же тут предъявлять претензии? Только самим себе.
У нас активно пропагандируется такое качество, как клиентоориентированность, но дальше общей риторики не идет, уверен эксперт.