Недавно мы приводили мнение двух отечественных экспертов касаемо разных реакций казахстанцев на ситуацию вокруг российско-украинского конфликта. Фабула оценки специалистов была такова: казахстанцы, безусловно, вправе реагировать на масштабные мировые события, но в то же время последствия от осознанных или неосознанных провокационных высказываний в Казахстане о конфликте России и Украины, увы, могут быть непредсказуемы – речь в данном случае шла о наклейках с символикой, призывах «о помощи к дяде Вове» и прочих проявлениях, так или иначе сеющих смуту в обществе.
В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы приводим мнение другого казахстанского эксперта – общественного деятеля и гражданского активиста Мурата Телибекова.
- Узнав о возбуждении уголовного дела в отношении девушки, выдавшей злосчастную фраз про дядю Вову, я долго пребывал в замешательстве, - отметил Телибеков вначале. - Да, признаться, это меня задело. Хотя, казалось бы, ничего страшного. Человек в пылу полемики сказал сгоряча. Вовсе не обязательно, что за этой репликой скрываются злые намерения. Но, принимая во внимание сложную ситуацию в стране и настроение людей, можно понять бурную реакцию. В таких ситуациях наше сознание срабатывает на уровне рефлекса. Да, возможно, нелогично, неразумно, несправедливо ополчились люди против данной особы. Тем не менее можно понять их негодование. И тут возникает сложная дилемма. Какой должна быть реакция государства? Нужно ли наказывать человека? Насколько строго? Или оставить без внимания? Маленький инцидент вскрывает весьма серьезную проблему. На повестку дня выходит щепетильный вопрос: насколько успешно решается национальный вопрос в Казахстане? Все ли правильно мы делаем?
- Какой разбор полетов, на ваш взгляд, требуется?
- На мой взгляд, в Казахстане следует внести серьезные коррективы в национальную политику, но учитывать крайне важный экономический фактор. Следует заметить: какой бы многочисленной ни была русская диаспора в США, ни у кого из них даже в мыслях нет стремления позвать на помощь «дядю Вову». Почему? Ответ довольно прост. В этой стране им живется лучше, чем у себя на родине. Это ключ к решению национального вопроса не только в Казахстане, но и любой другой стране.
- Высказывание своего мнения, своей позиции – это закономерный и даже необходимый процесс. Но не кажется ли вам, что это, как минимум, должно сопровождаться рациональным зерном и критическим мышлением? И что накалы, провокации, недопустимы.
- Мы должны привыкнуть к мысли, что в обществе всегда будет много различных мнений. Согласен с вами, что высказывать свою позицию нужно благоразумно, рационально, сопровождая критическим мышлением. Но как этому научить всех сразу, одновременно? Возможно ли это? Думаю, что, помимо карательных мер, необходимо активно использовать моральное порицание.
Буквально на днях в Казахстане появился еще один аналогичный «герой». Один из сотрудников некоего университета вывесил на дверях своего кабинета плакат «Zа наших». Как с ним быть? Будь моя воля, я мобилизовал бы журналистов из государственных СМИ и показал этого человека во всех ракурсах, вынудив объяснить свой поступок. Да, конечно, он имеет право на собственное мнение. Но в то же время общество также имеет право знать все об этом человеке – мотивы его поступка, услышать объяснения. Люди имеют право выразить свое отношение к нему. Порой окружающая среда может оказать на человека куда более ощутимое влияние, чем правоохранительные органы. Представьте себе, что одиозную личность откажутся обслуживать в кафе и магазинах, знакомые перестанут с ним здороваться…
- Решение Генпрокуратуры весьма жестко реагировать на те или иные неправомерные действия казахстанцев, связанные с российско-украинским конфликтом – насколько оно резонно и обоснованно?
- Вполне нормальное явление, когда у людей есть различные мнения по поводу российско-украинской войны. Это не должно быть поводом для гнева и возмущений. Жесткая реакция оправданна, когда речь идет о прямых призывах к насилию, оскорблению национальных и религиозных чувств. Здесь границы весьма расплывчаты. Одних людей обращения за помощью к «дяде Вове» глубоко ранят, другие равнодушно пройдут мимо. Порой чрезмерное внимание к инциденту приводит к тому, что мы невольно раздуваем маленькую эмоциональную искру до размеров большого пожара. Если бы такаие люди изо дня в день сознательно муссировали идеи расового превосходства и призывали к насилию, то привлечение к уголовной ответственности было бы вполне оправдано. Моральное порицание с привлечением широких кругов общественности и средств массовой информации оказало бы куда более чувствительный эффект.
- Другой наш эксперт отметил, что при всей обеспокоенности за текущую геополитическую ситуацию важно осознавать и помнить, что мы все-таки живем в Казахстане, а не в России и Украине, и что в нынешнее не самое простое время казахстанцам куда лучше держать руку на пульсе, сосредоточившись на наших реалиях…
- Многие правозащитники в конфликтных ситуациях апеллируют к правам человека. Нужно понимать, что не существует универсальных стандартов. К примеру, свобода самовыражения, широко распространенная в Западной Европе, неприемлема в азиатских странах. Здесь иная культура, традиции, обычаи, другие ценности. По сути, Восток – иная цивилизация, развивающаяся по другим законам.
Совет казахстанцам заняться исключительно внутренними проблемами – понимаете, невозможно отстраниться от глобальных политических процессов. Невозможно закрыть глаза на происходящее в соседней стране, сосредоточившись лишь на собственных реалиях. Казахстанцы очень чувствительно реагируют на военные действия в отношении Украины, и это вполне понятно. Слишком близко находится Россия. Много общего у нас с этой страной. Согласен, что имеются определенные противоречия. Но такие проблемы существуют во всех странах. Главное – не доводить их до откровенной вражды и кровопролития. В Казахстане страхи и подозрения к «большому соседу» нередко подпитываются агрессивными высказываниями отдельных российских политиков. Поэтому общество необходимо воспитывать, используя не только грубую силу, но и убеждения. Если этого не делать, то по последствия будут точно такие же, какие мы наблюдаем сегодня, - подытожил Мурат Телибеков.