Как бы не поплыть…

Обильные дожди, которые идут в Алматы, не на шутку настораживают горожан. Ситуация в Крымске заставила пристально взглянуть на проблему возможных затоплений. Стихия не играет, она уносит жизни людей. И неизвестно, с какой стороны может подкрасться трагедия. Поэтому мы попросили ученых обозначить самые острые проблемы по безопасности Алматы, которые могут быть спровоцированы обильными осадками.

Куда пойдет вода?

– Опасность представляют реки, которые выходят ниже селезащитных плотин, это Малая и Большая Алматинка, – говорит член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы Петр Плеханов.Также нужно обратить внимание на реки, расположенные в Алматинской области, – от Иссыка, Талгара до Каскелена. Если плотины в какой-то мере могут защитить нас от селей, то ниже по рекам могут быть разрушения. Но осадки для этого должны быть обильными, величиной 70–100 миллиметров, выпадать два-три дня.

Сыграет роль БАК – Большой Алматинский канал, который перекрыл грунтовые стоки, там возможен выход вод на поверхность…

Маленькие реки в нижней части города могут дать локальные подтопления. Таких маленьких захламленных речушек наберется с два десятка. Там идет хаотичная застройка водоохранных зон, русла стеснены, и сток не может идти нормально вниз.

Арычная система во многих местах Алматы находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Пропускная способность никем не рассчитана. Вроде бы собираются модернизировать арычную систему, но когда это произойдет? Город весь в асфальте, осадки не впитываются почвой, они устремляются вниз, идут усиленные паводки. И страдает нижняя часть Алматы, она плывет при обильных осадках.

Склепы в предгорьях

В предгорьях тоже много опасных зон. Там свои проблемы и угрозы, о которых ученые говорят давно, но никаких мер по их предотвращению не предпринимается.

– Я уже много лет говорю об угрозе для тех домов, которые строят на горных прилавках, – рассказывает Петр Плеханов. – Они стоят на лессовых грунтах, которые сильно разжижаются при выпадении осадков. В придачу к этому сами хозяева еще заливают свою землю, склоны могут поплыть…

Уже были оползни на острых участках Коктобе, в районах Каменки, Каргалинки, Большой Алматинки. Но это ничему не учит. Еще одна важная проблема – отсутствие контроля за эксплуатацией этих участков. Кто дает на них разрешения? Я недавно летал на вертолете, все застроено. Люди сами себе строят потенциальные склепы…

А в горах притаился сель…

Тревогу вызывают и ледниковые озера. Несмотря на то что службы ЧС сообщают о стабильной ситуации на озере № 6, существуют и другие объекты, которые могут принести серьезные проблемы.

– Массовых селевых проявлений пока не было, хотя и были осадки. Но никто не гарантирует, что может быть вторжение циклона, который даст эти самые большие осадки. Июль является более безопасным для дождевых селей, но зато ситуация обостряется в плане возможных образований гляциальных селей, – отмечает Петр Плеханов. – В Заилийском Алатау есть около десяти озер, представляющих опасность. Наиболее опасны крутосклонные долины рек Малой и Большой Алматинки, где могут возникать гигантские сели. Нас настораживают озера в Кумбеле. Есть озера в Левом Талгаре и Иссыке, которые находятся в “зрелом состоянии” и могут преподнести неприятные сюрпризы.

И тут возникает вопрос: смогут ли защитить нас плотины?

– Тревожный вопрос здесь в том, что если будет усиливаться селевая активность, то водохранилища будут заполняться, и мы можем остаться без защиты, – сетует Петр Плеханов.