Пенсионные накопления – гражданам
– Айкын Ойратович, о несостоятельности казахстанской накопительной пенсионной системы в последнее время говорят многие, и вы в том числе. Но “наверху” к доводам экономистов не прислушиваются. Почему?
– Такие правила игры были нам в свое время навязаны Всемирным банком, Международным валютным фондом. Но ситуация меняется. Я думаю, и правительство, и Нацбанк со временем прислушаются к нашему предложению по реформированию пенсионной системы. Потому что та система, которая есть сейчас, со временем заведет нас в тупик. Декларируется, что накопительная пенсионная система позволит людям достойно существовать в старости. Но темпы инфляции уже сейчас опережают рост накоплений, то есть нет даже гарантии сохранности вложенных денег. Такая ситуация со временем может вылиться в недовольство граждан и, как следствие, социальные волнения. Думаю, этого не хочется никому.
– А как нашу пенсионную систему можно реформировать?
– Везде декларируется, что пенсионные накопления – собственность граждан. Вот и надо позволить им распоряжаться собственными деньгами! Есть хороший опыт государственной образовательной накопительной системы, жилстройсбережений: человек копит деньги, а государство для стимулирования этих накоплений выплачивает премии. Можно определять процент премии в зависимости от того, сколько человек положил себе на счет за год. Сейчас никаких стимулов осуществлять добровольные пенсионные отчисления в ЕНПФ нет: граждане понимают, что простой банковский депозит гарантирует гораздо большую прибыль, нежели государство.
Что касается безопасности, сейчас у нас все банковские депозиты до 10 миллионов тенге защищены фондом гарантирования вкладов. А по статданным, у нас 80 процентов всех пенсионных счетов – менее 10 миллионов.
От такой схемы выиграют все. Банки получат дополнительные оборотные средства, государство может прописать, что деньги пенсионных депозитов должны преимущественно идти не на валютные спекуляции, а на кредитование реального сектора экономики, при этом граждане будут понимать, что именно от них самих зависит благосостояние в старости. Те, кто не любит рисковать, просто положат деньги на банковский депозит под 15 процентов годовых, а кто может и хочет, сможет вложить свои деньги в фондовый рынок. У нас есть программа “Народное IPO”, которая сейчас буксует именно из-за того, что нет желающих, точнее, граждан со свободными деньгами, которые вошли бы в состав акционеров.
– Раз это так выгодно всем, почему до сих пор соответствующие поправки в законодательство не приняты?
– В правительстве и парламенте очень сильное банковское лобби. Не секрет, что банки и сейчас получают пенсионные деньги, но вовсе не под 15 процентов годовых, а под гораздо меньший процент.
Карточки – малоимущим
– Не так давно минсоцзащиты сообщило, что прожиточный минимум на II полугодие этого года – всего на 1 000 тенге выше предыдущего показателя. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что это даже не соответствует росту инфляции. Между тем вопрос пересмотра его методики расчета поднимается очень давно…
– Да, только наша фракция сколько раз писала соответствующие письма. Самое интересное, что в Концепции социального развития прописано, что с улучшением благосостояния показатели, которые используются при расчете прожиточного минимума, должны расти. Фактически весь период “жирных” лет никто этого не делал, а сейчас уже и нет роста благосостояния.
На прошлом созыве мы приняли Закон о социальных стандартах. Но для того, чтобы эти стандарты были внедрены, нужны деньги – поступление в бюджет. А если у нас правительство не справляется с задачей развития экономики, о каком улучшении социальных гарантий можно говорить?
– И все-таки, как при нынешних законодательных нормах и экономической ситуации обеспечить всем казахстанцам достойную жизнь?
– Когда-то мое заявление о том, что надо отказаться от регулирования цены на хлеб, наделало много шума. Потом правительство к этому все-таки пришло. Но цена на хлеб изменилась с тех пор не особенно. О чем это говорит? На мой взгляд, субсидии, которые должны были идти хлебопекам, оседали где-то в карманах чиновников на местах. А, насколько я помню, ежегодно на сдерживание цены на хлеб выделялось 5–9 миллиардов тенге!
– Насколько я помню, вы предлагали заменить регулирование цен специальными банковскими картами, на которые бы людям падали госдотации…
– И я уверен: рано или поздно мы к этому придем. Это ведь не просто карта для дотаций, это стимул покупательского спроса. Сейчас люди стали экономить и от каких-то покупок отказываться. И если тенденция сохранится, мы можем прийти к пустым прилавкам и голоду. Я же предлагаю: на банковскую карту для госпособий социально уязвимым слоям населения перечислять определенную сумму на покупку продуктов казахстанского производства. Эти деньги нельзя снять или потратить на поход в ресторан.
Но, когда человек приходит с этой картой в магазин, все его покупки отечественных продуктов оплачиваются с дополнительного дебетового счета. Что это даст? Во-первых, граждане будут заинтересованы в приобретении отечественных продуктов, во-вторых, магазины будут заинтересованы в расширении ассортимента казахстанских товаров. Вкупе это поддержка агропромышленного комплекса.
– А как быть тем, кто отоваривается на рынках, в маленьких магазинах, где не предусмотрена оплата банковской картой?
– Существуют POS-терминалы за 6 тысяч тенге, которые завязаны на мобильный телефон. Кстати, это казахстанская разработка. То есть проблем с установкой терминалов оплаты – нет. Просто у торговцев нет реальной заинтересованности. А если продавец будет понимать, что у населения есть деньги, но только на карте?
Аналогичная программа есть в США, называется “Программа продовольственной помощи населению”. Мы предлагали назвать ее программой стимулирования потребительского спроса. Мы же богатая страна, у нас население в помощи не нуждается. Это, конечно, сарказм, но на самом деле государство должно понять: то, что у людей не хватает денег на продукты, – это проблема не только самих людей, но и в первую очередь государства.
Лоббистам – “по шапке”
– Государство делают граждане. Почему бы, например, депутатам не инициировать закон о банкротстве физлиц? Многие граждане сказали бы за него спасибо.
– В следующей сессии у нас есть по плану этот законопроект. Вообще, конечно, принимать его надо было в тот же год, а еще лучше – в тот же день, когда приняли Закон об ипотечном кредитовании. Потому что, если человек берет кредит, а потом у него случаются жизненные ситуации, которые не позволяют платить по счетам, нет реального механизма выхода из сложного положения.
Но я бы не стал на этот закон возлагать слишком уж большие надежды, потому что, как я уже говорил, у нас очень сильное банковское лобби. В итоге, я думаю, закон о банкротстве физлиц получится полуживой, и воспользоваться его нормами смогут лишь те, у кого есть деньги на адвоката. Простые же люди будут по-прежнему терять свои квартиры.
– Сейчас же вроде принят закон, согласно которому выселение из единственного жилья запрещено?
– Это меморандум между Нацбанком и банками. Единственное, что сейчас отчуждение единственного жилья возможно только через суд. Раньше – согласно договору с банком. То есть по факту как не были граждане защищены, так и остались. И пока ситуация с лоббированием интересов банков не изменится, говорить о каких-то социальных гарантиях для будущих пенсионеров, ипотечников и других граждан бесполезно.
Астана