Степь да степь кругом
С сохранением народной культуры в Казахстане дела обстоят довольно неплохо. В любом райцентре есть танцевальные группы, исполняющие народные танцы, а айтысы акынов проходят даже в маленьких аулах. Однако в мировом шоу-бизнесе этника в чистом виде является неходовым товаром. Разве что продюсеры США умудряются раскрутить ирландские или шотландские творческие коллективы. А попробуй найти на музыкальных порталах, скажем, песни филиппинских крестьян. Хотя дело совсем не в лености продюсеров. Меломанам, воспитанным на определенной музыкальной культуре, трудно дается восприятие чужих мотивов.
Как известно, простого обывателя из-за океана не заинтересуют ни лубочные полотна славного ханства, которые сотнями штампуют казахстанские художники в надежде устроить за рубежом персональную выставку за счёт государства, ни тем более скучные и низкобюджетные фильмы, явно проигрывающие голливудским блокбастерам. Публике нужно нечто запоминающееся, яркое. Скандалы, эпатажные акции, шокирующие детали - всё, что заставит отложить гамбургер и подавиться попкорном.
На британском веб-портале Internet Movie Database собрана информация о всех фильмах планеты. Именно сюда заходят англоязычные киноманы, чтобы, ориентируясь на рейтинг, выбрать кино на вечер. В рейтинге учитывается не только популярность среди простого народа, но и отзывы придирчивых профессиональных критиков.
Самые высокие рейтинги достались таким казахстанским лентам, как «Тюльпан», (2008 год. Режиссер Сергей Дворцевой), «Шал» (2012 год. Режиссёр Ермек Турсунов) и «Уроки гармонии» (2013 год. Режиссёр Эмир Байгазин).
Стоп, снято!
Ленты бесспорно талантливы, полны драматизма, отличаются отличной режиссёрской работой и глубиной поднимаемых тем. Но вот только Казахстан в них выглядит совсем не тем местом, где хотелось бы провести отпуск. Пугающая степь, суровые люди и ощущение полной безнадёги. Такой жанр, как социальная драма, очень востребован среди западных киноманов, особенно если там идёт речь о далёких азиатских странах. А снять социальную драму, действие которой происходит на уютных улочках Алматы или на фоне астанинских высоток очень сложно.
У зрителей попроще популярен остросюжетный сериал «5:32» (2021 год. Режиссёр Алишер Утев) про борьбу следователя Шалкара с маньяками, людоедами и насильниками.
Тут Казахстан выглядит настоящим адом, где в закусочной могут подать беляши с человечиной, города состоят из обшарпанных хрущевок и полуразвалившихся саманных домов, а маньяки бродят по улицам толпами. Людям нравится нецензурщина: какие казахстанские фильмы популярны у простых зрителей
Тем не менее нельзя обвинять режиссёров в том, что они чрезмерно эксплуатируют негативные стороны казахстанской жизни. Зрители другое смотреть не хотят. Например, действие комедии «Портье. Мальчик на побегушках» (2021 год. Режиссёр Олжас Ибраев) происходит в шикарном пятизвездочном отеле, и криминала с реками крови там нет. Но даже на русскоязычном «Кинопоске» за два года ленту посмотрело так мало людей, что количества зрителей не хватило для формирования рейтинга.
Если б я имел коня
Чтобы снять фильм, пусть даже и плохой, нужны режиссёрские навыки, организаторские способности, деньги и много свободного времени. Что же делать, если всего этого нет, а очень хочется попасть в богему и засветиться на Западе?
Тут на выручку может прийти перформанс, то есть короткое, минут на 5, театральное действие. Вот только надо учесть, что западная публика перформансами давно пресытилась.
Так, «прогрессивная» художница устроила в Лондоне перформанс «I was conceived in a saddle» («Я зачата в седле)», где статисты в национальных костюмах, забравшись на коня, имитировали страстный акт зачатия. Запомнилось сие действие только озабоченным подросткам, шатающимся на месте акции. Случайные прохожие парочку в седле попросту игнорироровали. Чопорных лондонцев таким не удивишь. У самих найдутся леди Годивы. Именно с этой англосаксонской графиней редкие заметки в лондонских газетах сравнили участников скучного перформанса.
В британском городе Ковентри ежегодно проходит фестиваль, где по улицам разъезжают обнаженные всадницы, прикрывшие прелести лишь распущенными волосами. Причём этому празднику уже больше трёх сотен лет, да и леди Годива больше известна обывателю, чем кочевники из Центральной Азии. Тема секса между мужчиной и женщиной в Европе давно перестала быть табуированной. Вот если бы вместо парочки в седле оказались два батыра, то можно было бы рассчитывать на большую шумиху.
А так и Европу покорить не удалось, и с казахстанцами неудобно получилось.
В том, как сильнее шокировать западных обывателей и получить восторженные отзывы критиков, прекрасно знает толк эксцентричный художник Канат Ибрагимов.
В конце 90-х его скандальные акции шумели далеко за пределами Казахстана. Он то возлагал дохлую рыбу к монументу Независимости и, когда подходили полицейские, отсекал голову несчастной селёдке с криком «Рыба гниет с головы!», то валялся голый посреди улицы в семечках подсолнуха, выражая таким образом свое уважение Винсенту Ван Гогу.
Вернемся к нашим баранам
Самая скандальная акция Каната Ибрагимова прошла в Москве. В апреле 1994 года он представил «ценителям искусства» свое виденье древнего обряда жертвоприношения на Курбан. Настоящему барану он перерезал горло прямо в художественной галерее, вымазался кровью с ног до головы, а затем смешал кровь с молоком и демонстративно выпил это месиво на глазах публики. Западные критики трактовали это как «истинную свободу тюркского дикаря, противопоставляемую ханжеской цивилизации». Российским зрителям понравилось, как едко художник изобразил мусульман. Тогда, на волне войны в Чечне, в России царила исламофобия, и акция с кровососом, мучающим барана, прекрасно вписалась в общее настроение.
Но в обеих трактовках казахстанские традиции выглядели уродливо.
Образ дикаря, который любит искусство, эпатажный художник эксплуатировал очень долго.
К сожалению, свою акцию, обещающую быть самой громкой, эпатажный художник в жизнь так и не воплотил. Канат собирался оттяпать часть своего мужского достоинства, как Ван Гог когда-то отрезал ухо.
Сейчас Канат уехал за границу на ПМЖ, и как художник так популярностью не пользуется. В странах «победившей демократии» не возбраняется возлагать селедок к монументам, издевательством над бараном популярности не заработать. А играть на таких актуальных темах, как ЛГБТ, толерантность и BLM, себе дороже.
Розовый фламинго - дитя заката
Нынешнее поколение привыкло совсем к другому ритму жизни. ТикТок и Инстаграм приучили нас к тому, что видео, длящееся дольше минуты, не соберёт миллионы лайков. Манифест художников на 5 страниц мелким шрифтом, с заумными фразами тоже читать никто не захочет. Даже смонтированная версия жертвоприношения барана длится 4 минуты. Кроме того, из-за жестокого содержимого ролик имеет ограничения. Для его просмотра надо авторизироваться, а скопировать его себе на страницу можно лишь после долгих манипуляций.
Зато Инста и ТикТок дают безграничные возможности для творчества. Нет необходимости арендовать галерею, собирать прессу, звать критиков. Интересный ролик сам завирусится.
В 2021 году блогер и любитель эпатажа Юрий Толочко устроил перфоманс на одном из озёр Казахстана. Он надел костюм розового фламинго и вышел в таком виде на озеро. По словам Толочко, так он решил выступить в защиту водоёма. Правда, этот костюм фламинго был бы более уместен на сцене гей-клуба или на шоу трансвеститов. Короткая розовая юбочка из перьев, голый волосатый торс, лысина и маска с клювом, из-под которой торчит окладистая борода.
Только на страничке блогера ролик просмотрело около 100 тысяч человек за первые три дня. Видео тут же завирусилось и стало встречаться как на серьезных новостных порталах, так и на сайтах приколов. В подавляющем большинстве комментариев обсуждался либо вызывающий наряд, либо накачанное тело «фламинго».
Грудью проложим себе
Умеющих хорошо рисовать в Казахстане немало. Но для того, чтобы заработать международную славу, недостаточно уметь твёрдо держать кисточку в руках. За сотню лет, с тех пор, как импрессионисты бросили вызов традиционной живописи, в этой сфере прошли миллионы экспериментов, и очень трудно придумать нечто новое.
Качественные работы, выполненные по всем канонам классической живописи, за рубежом никому не интересны в первую очередь сюжетом. Ну непонятна американцу или европейцу эстетика коней, скачущих по бескрайней степи, или юрта на предрассветном жайляу. Тем не менее такие полотна очень востребованы в Казахстане. Их покупают крупные организации, для украшения кабинетов и просто состоятельные люди, склонные к консерватизму. Поэтому настоящие мастера живописи не тратят время на творческие эксперименты.
Молодые, дерзкие художники, которые еще ищут себя, нередко обращаются к казахским народным традициям.
Особенно часто вдохновением служат древние времена, когда кочевники исповедовали тенгрианство. За рубежом у этого находятся ценители, но их мало. Шаманством в искусстве западная публика избалована ещё с 60-х годов, когда в моду вошли индейские духовные практики, индуизм и виккианство.
Инста-дива Ширин Нарчаева тоже поняла, что, сбросив лифчик, можно получить свою порцию славы в сфере искусства. Она надела саукеле и сделала фото топлесс. Если бы не национальный головной убор и украшения, фото бы осталось незамеченным. На портале «OnliFans» ежедневно публикуется по 10000 подобных селфи. Но глумление над казахскими традициями сделало фото скандальным и прославило Ширин на весь мир.
Так и получается, что пробиться в современном искусстве проще частями тела, чем талантом.