Как писалось ранее, едва стала поступать первая информация, как нами был направлен запрос самому крупному поставщику коммунальных услуг в Алматы – ТОО “Алматинские тепловые сети”.
Тепловикам понадобилось много времени, почти месяц, для того чтобы сформулировать благообразные ответы на наши очень неудобные вопросы.
Слова и деньги
“КАРАВАН”: 13 сентября 2018 года было распространено сообщение пресс-службы антимонопольного ведомства, что ими была проведена проверка и вынесено предписание о возврате полутора миллиардов тенге алматинским потребителям. Почему вами не начата процедура возврата незаконно начисленных средств?
ТОО “Алматинские тепловые сети”: В данном случае – это незаконно начисленные средства. Во-первых, эта сумма состоит из нескольких составляющих:
– начисления (в общей сложности на 1,1 миллиарда тенге) за потребленную теплоэнергию физическим и юридическим лицам, чьи дома (объекты) оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии (ОПУТЭ), но вовремя не предоставившим показания своих теплосчетчиков в ТОО “АлТС” (“Алматинские тепловые сети”. – Прим. авт.);
– ежегодный перерасчет на общую сумму 376 миллионов тенге, проживающим в многоквартирных жилых домах, не имеющих ОПУТЭ, за прошедший отопительный сезон с учетом расчетных и фактических температур наружного воздуха;
– штрафы, наложенные антимонопольным ведомством на ТОО “АлТС”.
Во-вторых, относительно начислений потребителям, вовремя не предоставившим показания теплосчетчиков (в случае неисправности прибора, отсутствия показаний и т. д.), отметим, что в данном случае процесс перерасчета предусмотрен действующим законодательством и носит систематический характер. В п. 26 Типового договора указано, что “в случае, если исправления в счетах необходимы в результате неисправности приборов коммерческого учета и в других случаях, стороны вносят корректировку в счета в последующие расчетные периоды”.
Причем корректировки по счетам абонентам, вовремя не предоставившим показания теплосчетчиков в ТОО “АлТС”, выполняются сразу же при поступлении от них фактических значений потребленной теплоэнергии. А перерасчет абонентам, чьи дома не оборудованы ОПУТЭ, осуществляется в обязательном порядке после окончания каждого отопительного сезона. В этом году – в августе текущего года, что было отражено в квитанциях за сентябрь. Приборы учета тепловой энергии не решают проблемы энергоэффективности в домах - ТОО "Алматинские тепловые сети"
Итак, остановимся. Ответ понятен: предоставили не вовремя председатели КСК уточненные сведения, поэтому всё зло не в работе сотрудников монополиста, а сами знаете где.
Ну что ж, тогда смотрим, что по этому поводу думают те, кто непосредственно держал в руках бухгалтерские и прочие финансовые документы.
Цитата из пресс-релиза антимонопольной структуры Алматы: “Выявлены грубые нарушения со стороны сотрудников ТОО “Алматинские тепловые сети” при внесении показаний приборов учета, а именно: утеря архивных данных, внесение неверных показаний, несвоевременное внесение данных и т. д. Данные действия привели к тому, что потребители, оплачивающие комуслуги по показаниям приборов учета, платили за горячую воду по завышенным тарифам наравне с теми жителями, кто еще не установил ОПУ по общегородским тарифам”.
Запомним эту цитату, потому что она имеет прямое отношение к следующему вопросу.
Запомним также, что ответ на вопрос, почему деньги не возвращены потребителям, утонул в словах и ссылках: где цифры, когда и сколько из какого расчета будет произведено возмещение.
Ведь дело-то простое: пришли проверяющие, установили незаконные увеличения сумм без всяких там бла-бла-бла, то есть уточнений, всё! – верните деньги. К слову, в своем ответе тепловики ни слова не говорят о том, что ими были обжалованы результаты проверки в суде, причем суд первой инстанции поддержал антимонопольщиков с их результатами.
Судебные тяжбы, скорее всего, и являются основной причиной невозврата незаконно присвоенных средств потребителям, переплатившим за горячую воду монополисту порядка 1 миллиарда 100 миллионов тенге.
Специально для проверки собственниками сделанных перечислений за прошлый отопительный сезон (в домах, где не установлен общедомовой прибор учета тепла) даем несколько цифр от антимонопольного департамента: “Возврат за 1 кв. м. составил 60,71 тг/кв. м для многоэтажных домов, 57,81 тг/кв. м – для ветхих и аварийных домов. Общая сумма перерасчета по городу Алматы составила 376 миллионов тенге”.
Вопрос ясен, получите ответ
“КАРАВАН”: Почему стало возможным, что “потребители, оплачивающие комуслуги по показаниям общедомовых приборов учета (ОПУ), платили за горячую воду по завышенным тарифам наравне с теми жителями, кто еще не установил ОПУ по общегородским тарифам”?
ТОО “Алматинские тепловые сети”: Согласно п. 15 Методики расчета тарифов или их предельных уровней на регулируемые услуги субъектов естественных монополий по снабжению тепловой энергией, утвержденной приказом и. о. председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий от 17.09.2013 года № 284-ОД, “в случае временного нарушения учета тепловой энергии по общедомовым приборам учета объем потребления тепловой энергии на отопление для расчета платы за период временного нарушения учета определяется в соответствии с нормой потребления по теплоснабжению для потребителей, не имеющих приборов учета, утвержденной в соответствии с п.п. 34 п.1 ст. 27 Закона РК от 23 января 2001 года “О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан”, но не более чем в течение одного месяца, за который учет должен быть восстановлен”. Формулировка “платы по завышенному тарифу” некорректна, т. к. тарифы на тепловую энергию утверждаются антимонопольным ведомством.
Останавливаемся на мгновенье, поднимаем глаза к тексту выше: “Выявлены грубые нарушения со стороны сотрудников ТОО “Алматинские тепловые сети”…
Как видим, ни слова о нерасторопности потребителей и поломке их общедомовых приборов учета, а грубые нарушения сотрудников монополиста-коммунальщика.
Очевидно, что руководство тепловиков не хочет рассекречивать порядки, а точнее – отсутствие такового, в своем хозяйстве. Но из этого-то вопроса вытекает следующий…
“КАРАВАН”: Как вы можете объяснить, что ваше предприятие ежегодно обвиняется проверяющими госорганами в незаконном начислении средств, налагаются штрафы, однако ничего не меняется?
ТОО “Алматинские тепловые сети”: Полагаем, что ответ на этот вопрос вы можете в подробностях получить в уполномоченных и иных контролирующих госорганах, так как давать оценки их решениям в отношении ТОО “АлТС” считаем некорректным. Потому что гладиолус. Как поставщики тепла уходят от ответов
Даже не знаю, с чего вдруг руководству ТОО “АлТС” пришло в голову, что мы их спрашиваем о проверяющих их госорганах. Вопрос-то задан предельно ясно: вас каждый год ловят на незаконных начислениях, каждый год штрафуют, у вас, единственных в мегаполисе, каждый год – новый директор, почему вы не хотите или не можете навести порядок… Для собственников подобный ответ монополиста, конечно, не сулит ничего хорошего, щепетильности в счетах ждать не стоит.
Ну и красочная иллюстрация к манере ведения дел в ТОО “Алматинские тепловые сети” в последнем вопросе.
Так как работает прибор?
“КАРАВАН”: Еще одна жалоба ваших потребителей – работа индивидуальных приборов учета горячей воды. Лицензированной вами фирмой был установлен требуемый вами индивидуальный прибор учета горячей воды “ТАЙПИТ” (счетчики воды крыльчатые с антимагнитной защитой). Когда во время отключения горячей воды собственник открыл кран, обнаружилось, что прибор учета заработал. Как вы можете объяснить, что требуемые вами ИПУ считают не реальное потребление горячей воды, а воздух в трубе?
ТОО “Алматинские тепловые сети”: ТОО “АлТС” не выдает лицензий ни по каким-либо видам деятельности. С сервисными организациями, оказывающими услуги по замене и метрологической поверке счетчиков горячей воды, заключается договор о безвозмездном оказании услуг по опломбировке и распломбировке индивидуальных приборов учета горячей воды. Цель заключения договора – ускорение процессов по обслуживанию приборов учета абонента.
Для сведения. Счетчики горячей воды “Тайпит” относятся к категории тахометрических приборов учета. Счетный механизм таких приборов приводится в движении только вследствие внешнего физического воздействия. Вращение крыльчатки без воздействия со стороны противоречит закону сохранения энергии.
В описанной ситуации вероятными причинами работы счетного механизма могут быть:
– наличие остаточного давления в трубопроводе, при этом после снижения давления вращение крыльчатки прекращается;
– переток холодной воды через смеситель в опустошенный трубопровод горячей воды, когда вращение крыльчатки происходит в сторону, противоположную нормальному направлению потока; для устранения указанной проблемы необходимо устанавливать обратный клапан в трубопроводах холодной и горячей воды.
Для точного определения причины вращения крыльчатки расходометра необходимо выполнить технический осмотр системы горячего водоснабжения.
Также в соответствии с пунктом 27 Правил пользования тепловой энергии в случае сомнения в достоверности показаний прибора учета абонент имеет право выполнить его внеочередную поверку. В случае если в ходе проверки обнаружится, что показания прибора коммерческого учета превышают погрешность, допускаемую их классом точности, абонент имеет право требовать у сервисной организации его замену в рамках условий гарантийного обслуживания.
Как видим, в ответе от монополиста ни слова о том, что при установлении неисправности собственник имеет право на перерасчет.
Мы, в свою очередь, не собираемся ограничиваться подобными объяснениями от монополиста относительно его финансовой политики. Как писалось ранее, пока трудно разобраться, кто какие суммы нашел из проверяющих и сколько денег будет возмещено собственникам в итоге. Поэтому в ближайших номерах мы планируем вернуться к этим темам по всем монополистам-коммунальщикам.