Как Алма-Ата в годы войны превратилась в рай для толп уголовников и шпионов

Время идет, оно неумолимо…

К моему глубокому сожалению, всех тех, от кого я узнал подробности жизни тыловой Алма-Аты, тех, кому пришлось не только испытать на себе тяготы военного времени, но и противостоять разгулу преступности, уже нет с нами…

Подполковник милиции, командир кавалерийского дивизиона по охране общественного порядка города Владимир Иосифович Григорьев скончался в ноябре 2007 года, легенда казахстанского уголовного розыска Михаил Германович Белоусов ушел из жизни в феврале 2012-го, а бывший председатель КГБ Казахской ССР, генерал-лейтенант Василий Тарасович Шевченко – в апреле того же года.

Алма-Ату заполонили толпы уголовников и дезертиров

Рассказывает подполковник милиции Владимир Иосифович ГРИГОРЬЕВ:

– Осенью 1941 года город заполонили толпы эвакуированных, среди которых находилось немало молодых и здоровых мужчин. Многие из них всеми правдами и неправдами стремились не попасть на фронт. Надо сказать, что Алма-Ата и в предвоенные годы особым спокойствием не отличалась. Самыми “безобидными” представителями местного преступного мира являлись воры-карманники и домушники. Но иногда случались убийства, главным образом на семейно-бытовой почве.

С началом войны многие надеялись, что перед лицом фашистского нашествия преступники прекратят воровать и грабить. Но, к сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться: в августе – сентябре 1941 года вместе с эвакуированными жителями западных районов РСФСР, Украины, Молдавии и Белоруссии в Алма-Ату хлынули московские, киевские, харьковские, кишеневские, минские карманники и налетчики.

Особенно много проблем милиции и горожанам доставляли квартирные воры и рыночные карманники. Они не просто обворовывали граждан, но и постоянно обменивались друг с другом своим опытом.

Так, известный московский вор по кличке Серый обучал местных коллег красть при помощи особых длинных крючьев. Просовывая изготовленные из железной проволоки крюки в окна и форточки, воры ухитрялись даже снимать ими наволочки с подушек и вытаскивать из шифоньеров одежду. Среди жертв собратьев Серого однажды оказались двое работников райкома партии. Неизвестные злоумышленники выкрали у них из-под подушек служебное табельное оружие – револьвер системы “наган” и пистолет “браунинг”. Найти похищенное оружие не удалось, и потерпевшие понесли наказание. Обоих сняли с должностей и направили на фронт…

А в 1942 году объявилась банда безжалостных убийц “Черная кошка”. Для этих упырей, так же как и для их коллег из популярного художественного фильма “Место встречи изменить нельзя”, человеческая жизнь не стоила ни гроша! Они убивали не только за ювелирные украшения, но и за продуктовые карточки, за пальто, пиджаки, даже за поношенные брюки. Банда гастролировала не только в Алма-Ате, но и по всему Южному Казахстану. Обезвредить преступников удалось только в 1946 году, когда сотрудники МГБ (Министерство государственной безопасности) вместе с милиционерами оттеснили банду в горы и там полностью уничтожили.

Так вот и жила тыловая Алма-Ата: пока одни, не жалея жизни, воевали с жестоким врагом, другие наживались на слезах и крови вдов и сирот.

                                      Никольский рынок в годы войны

Рынки были злачным местом

В 1941–1945 годах полковника милиции Михаила Германовича БЕЛОУСОВА в Алма-Ате не было, он воевал, а про особенности криминальной ситуации в тыловом городе узнал позже от своих коллег-оперативников. Вот что во время нашей последней встречи он поведал мне:

– Как рассказывали мои коллеги, во время войны в Алма-Ате самой большой популярностью у преступников пользовались городские рынки. Например, Никольский базар, что возле Никольского храма, и другие. Один из них находился примерно там, где сейчас перекресток проспектов Абая и Абылай хана.

По обе стороны проспекта Абылай хана (в годы войны он носил имя вождя народов товарища Сталина) тянулись торговые ряды. Там, по словам моих коллег, как пауки, сидели барыги – скупщики краденого. Им налетчики и карманники относили свою добычу.

Среди самых известных скупщиц была некая Тамара Фастовская. Уголовники знали ее как Томку-барыгу. Летом 1942 года ее задержали с поличным, и на допросе она призналась, что имеет контакты не только с ворами и грабителями, но и с… работниками советской торговли! В то время, как вся страна голодала, они передавали ей дефицитные продукты – сахар, соль, керосин, мыло, чай, спички и сало. Все это, а также награбленное имущество граждан она продавала в пять раз дороже. И делилась с поставщиками. При обыске дома у Фастовской оперативники нашли полтора килограмма золотых ювелирных украшений, 1 529 долларов США, 26 английских фунтов стерлингов, 10 тысяч советских рублей, облигации Государственного займа СССР на 107 тысяч советских рублей и 8 227 золотых рублей царской чеканки!

Что искали в Алма-Ате агенты иностранных разведок?

Рассказывает бывший председатель КГБ Казахской ССР, генерал-лейтенант Василий Тарасович ШЕВЧЕНКО:

– Кроме массы уголовников, в Алма-Ате скрывалось и немало агентов иностранных разведок. Причем не только врагов – нацистской Германии и милитаристской Японии, но и союзников – США и Великобритании.

Принимая во внимание богатейшие залежи полезных ископаемых Казахстана, ничего удивительного в подобном интересе спецслужб к нашей республике не было. Особенно много было агентуры из числа детей кулаков и белогвардейцев. Именно из них специалисты абвера предпочитали готовить диверсантов. Принимая во внимание их бешеную ненависть к советскому государству, им даже не платили – работали они за идею. Так третий рейх экономил свои деньги.

В 1944 году сотрудники Министерства государственной безопасности провели крупную операцию по выявлению, захвату и ликвидации группы, состоящей из семи диверсантов. Все они оказались дезертирами – бежали с фронта из расположения своих воинских частей. Затем оказались в немецкой разведшколе, а после их забросили в Алма-Ату. Группа готовила покушения на жизнь партийных и хозяйственных руководителей, организовывала теракты на эвакуированных промышленных предприятиях и занималась вербовкой недовольных советской властью. Двух из них удалось взять живыми, а остальных уничтожили.

Одним из наиболее опасных агентов-одиночек был некий Карпенко. Находясь в Казахской ССР, этот опытный и прекрасно подготовленный диверсант семь раз менял свою фамилию и внешность. Кроме того, он никогда не ночевал два раза подряд под одной крышей. Выйдя на его след в Алма-Ате, оперативники МГБ арестовали Карпенко в Кустанайской области.

После окончания войны немало предателей и дезертиров, прикрывшись фальшивыми паспортами, попытались отсидеться у нас.

Но советская контрразведка почти всех их обезвредила. Василий Тарасович с особой гордостью говорил, что за все время службы он не потерял ни одного своего сотрудника!

Алматы