В каких условиях жили легендарные деятели советского кино, литературы и театра, чем дышал город, рассказала искусствовед, член-корреспондент Академии художеств РК, сотрудник Госмузея искусств им. А. Кастеева Оксана ТАНСКАЯ.
Публичная лекция Оксаны Танской “Алма-Ата – приют для знаменитостей” прошла в Генеральном консульстве России.
Более сотни именитых литераторов и около трех тысяч деятелей кино – режиссеры, актеры, художники-декораторы – обрели новый дом в Алма-Ате, рассказала магистр искусствоведческих наук. В 1940-е годы здесь произошла настоящая культурная революция, в первую очередь – из-за эвакуации “Ленфильма” и “Мосфильма”.
“Машенька”, “Сын бойца”, “Котовский”…
– Почему эвакуировали киностудии именно в Алма-Ату? Однозначного ответа нет. Синоптики считают, всему виной – наш солнечный климат. Сотрудники “Ленфильма” и “Мосфильма” говорили, что здесь, на зеленых улицах, можно устраивать натурные съемки, а не дорогостоящие павильонные, – рассказывает Оксана Танская. – Единственной проблемой киношников того времени, в чем признается режиссер Сергей Эйзенштейн в своих письмах, было замаскировать алматинскую зелень, сделать город более похожим на Москву, Ленинград.
После эвакуации, в декабре 1941 года Алма-Ату заполонили кинематографисты. Они объединились с местной киностудией художественных фильмов и организовали Центральную Объединенную киностудию – ЦОКС.
Ее павильоны разместили в новом здании Дома культуры (ныне филармония им. Жамбыла) на Комсомольской – 8 Марта (ныне Толе би – Калдаякова). Строителям пришлось срочно перепланировать интерьеры. Первым директором ЦОКС стал Михаил Тихонов.
80 процентов советских кинофильмов в те годы производили здесь – 23 полнометражные картины и 10 короткометражных. Среди них “Машенька”, “Сын бойца”, “Песни Абая”, “Котовский”, “Парень из нашего города”. Неудивительно, что Алма-Ату тогда называли советским Голливудом! В 44-м завершились съемки “Ивана Грозного”. В честь этого события режиссер Сергей Эйзенштейн устроил прощальный ужин на крыше ЦОКС.
Ну а в Доме искусства, что на пересечении улиц Кабанбай батыра и Зенкова (в прошлом Калинина – Пролетарская) осенью 1941 года поселили лауреатов главной союзной премии – Сталинской. Поэтому здание и прозвали “лауреатником”. От той архитектуры сейчас почти ничего не осталось. А тогда новый дом строителям пришлось наспех перепланировать, чтобы превратить его в восьмиквартирное общежитие из 24 комнат.
"Без электричества, без лампочек, без печек..."
Здесь в одной из комнат жил поэт Владимир Луговской вместе с сестрой Татьяной и зятем, документалистом Григорием Широковым. О своем житье-бытье он рассказал в поэме “Город снов”:
Мое жилье. О боже! Дом искусства.
Без электричества, без лампочек, без печек,
Набитый бесприютными людьми,
Войдешь – ударит духом общежитья.
Актеры спят, покрывшись чем попало,
Мигают одноглазые коптилки.
А все-таки, как прежде, жив курилка,
Жив человек, его не одолеешь
Ни холодом, ни голодом, ни смертью,
Ни разговорами! Живет курилка,
На спичке согревает затируху,
Ложится спать с накрашенной женой
И страстно зажигает папиросы
Кремнем, иль треньем, или я не знаю,
Каким извечным способом.
Как рассказала гид по военной Алма-Ате Оксана Танская, переселенцам катастрофически не хватало жилплощади, бань, транспорта. Город скорее напоминал большую деревню, чем столицу. Люди голодали, умирали от тифа и других болезней.
Среди вынужденных постояльцев Дома искусства была ссыльная писательница, журналист, автор книги о Марксе, Энгельсе Галина Серебрякова.
После Парижа, Рима, Женевы она поселилась в крохотной комнатушке. Позже в своем произведении “Смерч” Галина опишет все ужасы сталинского гонения. Однако не забудет упомянуть, с каким теплом ее приняла Алма-Ата.
На мемориальной табличке Дома искусства указаны имена Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, братьев Васильевых, Ивана Пырьева, Бориса Бабочкина. В нем жили Григорий Александров, Николай Черкасов (исполнитель главной роли в картине “Иван Грозный”).
Еще одним местом жительства интеллигенции стала гостиница “Дом делегатов” на Панфилова – Кирова (Богенбай батыра).
В годы войны здесь на втором этаже располагалось польское консульство. Все прибывшие поляки обязаны были отметиться, а после получали бумагу на распределение. В 43-м в нем обосновалась драматург, “мать детских театров мира” Наталия Сац. Ее мужа объявили изменником родины, и пять лет женщина провела в лагерях ГУЛАГа. После освобождения отправилась в Алма-Ату. В книге “Новеллы моей жизни” она написала, что ей с дочкой дали большую комнату с диваном, креслами, хорошими кроватями, роялем и даже… пальмой. В 1945 году Наталия Сац открыла первый в Казахстане Театр юного зрителя.
Золотая клетка для интеллигенции
В те лихие годы в столице КазССР обустроилась целая писательско-поэтическая армия, побывали все известные литераторы того времени.
Михаил Зощенко работал над повестью “Перед восходом солнца”. Константин Паустовский сотрудничал с ЦОКС и писал сценарии. А жил он в квартире Мухтара Ауэзова – две семьи делили две комнаты. С фронта приезжали и творили Сергей Михалков, Константин Симонов.
В тылу всех эвакуированных, репрессированных расселяли исключительно по распоряжению комиссии из Москвы. Целые писательские колонии образовались в предместье Алма-Аты, на территории бывших казачьих станиц, а ныне городов-спутников Есика и Талгара.
В Большой и Малой станицах жили еврейские деятели литературы.
В районе зоопарка находилась Хохлацкая Слободка, где селились прибывшие с Украины. Среди переселенцев была писательница Наталья Забила – она перевела на украинский язык “Слово о полку Игореве”.
В этом же районе обосновался писатель Михаил Зощенко. Когда он ехал в Алма-Ату из Москвы, ему позволили взять багаж весом не более 12 килограммов. Сатирик положил в чемодан 20 тетрадей – заготовок будущей книги “Перед восходом солнца”. Личных вещей у него почти не было.
Алма-Ата стала постоянным местом жительства и для известного писателя-натуралиста, чудом избежавшего ареста, Максима Зверева.
Его отправили в “город яблок” помочь открыть зоопарк. Первые семь лет писатель жил и работал на территории зоосада, свою зарплату отдавал государству. После переселился на улицу Грушевую, ныне названную его именем. Военные тайны Алматы
Оксана Танская поведала интересную историю, как однажды Максим Зверев узнал о бедственном положении своего товарища – писателя Александра Бармина. Нашел его в районе Тастака и предложил поселиться в зоопарке. Во время войны в зверинце погибло много обезьян, птиц. В одной из опустевших клеток и устроили жилье для семьи Бармина. Мебель отыскали где-то на задворках.
В те годы появилось понятие “золотая клетка”, связанное не только с зоопарком, но и с принудительным пребыванием в “солнечном городе” советской интеллигенции.
Спасение и наказание Юрия Домбровского
Алма-Ата приютила еще одного арестанта-писателя, поэта Юрия Домбровского, автора нашумевшего “Факультета ненужных вещей”. Он пережил четыре ареста. Трижды наш город стал для него спасением и наказанием. После очередного лагеря, находясь в больнице с подорванным здоровьем, писатель приступил к роману “Обезьяна приходит за своим черепом”.
А роман “Хранитель древностей” родился в Свято-Вознесенском кафедральном соборе – в те годы здесь находился музей.
Писатель сменил множество адресов. На здании по улице Желтоксан, ниже Богенбай батыра установлена мемориальная табличка с его именем.
В войну в Алма-Ату приезжали и гастролеры – эстрадный артист, выступавший с психологическими опытами “по чтению мыслей” зрителей, Вольф Мессинг, джазовый оркестр Эдди Рознера, исполнительница романсов и песен Изабелла Юрьева, актер театра, эстрады и кино, театральный режиссер, юморист Аркадий Райкин с Театром миниатюр, Любовь Орлова и другие.
А великая балерина Галина Уланова блистала на сцене оперного театра в балете “Бахчисарайский фонтан” – его поставили в 1942 году.
Также она давала концерты в госпитале, что располагался по улице Фурманова, ниже Шевченко.
Искусствовед уверена: пребывание советской элиты в Алма-Ате в те годы дало мощный толчок развитию города как культурного центра страны.
АЛМАТЫ