Как акимов вынудят быть заинтересованными в развитии малого бизнеса

Ну, по крайней мере, в правительстве и парламенте на это очень сильно надеются. О чем и сообщили на неделе, утверждая закон о передаче в местные бюджеты одного из видов налогов с малого и среднего бизнеса.

Вперед, к финансовой самостоятельности!

Простые граждане редко думают о том, откуда берутся деньги на зарплаты бюджетникам, бесплатные лекарства в поликлиниках, ремонт дорог и прочее. Да и не должны они об этом думать, грамотное распределение бюджета – задача правительства, депутатов парламента и маслихатов, акиматов.

Но со следующего года самостоятельности у власти на местах прибавится. Мажилис одобрил законопроект, согласно которому корпоративный подоходный налог с малого и среднего бизнеса не станут отправлять в республиканский бюджет, а он останется в регионе. Это, как признался министр национальной экономики РК Руслан ДАЛЕНОВ, создаст главной казне условные потери в 423 миллиарда тенге в 2020 году, 487 миллиардов – в 2021-м и 541 миллиард – в 2022-м. Условными эти потери глава министерства назвал потому, что примерно на эту сумму регионам сократят субвенции из республиканского бюджета. Сейчас, по данным ведомства, акиматы могут обеспечить потребности регионов в среднем на 41 процент, остальное им перечисляется из центра. По плану, в 2020 году на местах будут себя обеспечивать на 46 процентов, а в 2022-м – на 52.

Каким образом? Миннацэкономики делает ставку на то, что в районах теперь станут усиленно развивать малый и средний бизнес, понимая, что это та курица, которая будет нести золотые яйца. Собственно, цифры по условным потерям республиканского бюджета с тем расчетом и прописаны.

По прогнозам МНЭ, доля МСБ к 2025 году будет составлять 35 процентов ВВП (сегодня 28,4 процента). В связи с этим добавленная стоимость производства малого и среднего бизнеса вырастет на 23 триллиона тенге, дополнительные налоговые поступления составят
4,3 триллиона тенге, а число постоянных рабочих мест увеличится на 700 тысяч.

– Это без учета того, что кто-то будет выбывать. Мы считаем, что передача КПН (корпоративный подоходный налог) в местный бюджет создаст заинтересованность на местном уровне развивать региональную экономику. Чем лучше развивается бизнес, тем больше налогов поступает в бюджет. Прямая заинтересованность появляется у МИО в развитии региональной экономики, – продолжил расписывать прекрасное будущее победившей рыночной экономики Руслан Даленов.

Были б деньги, можно и подушку безопасности иметь

В то, что за пять лет исключительно благодаря совместным усилиям по улучшению собственного благосостояния мелких бизнесменов и региональных чиновников такие планы сбудутся, мажилисмены предсказуемо не поверили.

– Самое главное, чтобы у регионов хватило денег на реализацию социальных программ. Передача КПН на местный уровень – это правильный шаг, современный. Но КПН формируется за счет предприятий, у которых большая зависимость от внешних рынков. И граждане не должны пострадать, если КПН регионы не смогут собрать. Гражданину, который пришел в поликлинику, все равно, из каких источников эта поликлиника финансируется – из республиканского или из местного! Я прошу вас, чтобы вы не заняли позицию стороннего наблюдателя: мол, “хотели самостоятельности – живите как хотите”. Нет! Надо помочь. И не трансфертами, а финансированием МСБ с помощью банков, чтобы КПН рос! – обратился к министру национальной экономики спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН.

А потом спросил в лоб:
– Вы же министр экономики! Скажите откровенно: деньги есть сегодня в бюджете, в экономике для малого и среднего бизнеса? Достаточно?

– Денег в экономике, Нурлан Зайруллаевич, мало, – признался Даленов.

Основная проблема, которую видят в правительстве, это недоступность кредитов для предпринимательства в глубинке. Но, как заверил министр, совсем уж без поддержки центр регионы не оставит: во-первых, та самая подушка безопасности, о которой просит Нигматулин, предусмотрена и называется “балансирующий трансфер на поддержание доходов”. Во-вторых, создан проектный офис, в котором представители дотационных областей, Нацбанка и правительства будут сообща решать – как помочь бизнесу на местах.

– Есть на местах инвестпроекты почти на 41 миллиард тенге. Конкретные – со ставкой окупаемости, с финансовыми моделями. Они есть до 2025 года. Проекты будут представлены банкам второго уровня, поскольку основная проблема, о которой там говорят, это качество проектов, отсутствие залогов и высокая ставка. Поэтому подготовлены конкретные предложения, вместе с БВУ мы будем их сопрягать и выводить на конкретное кредитование, – заверил Руслан Даленов.

Кто заставит их бизнес развивать?

Вместе с тем мажилисмен Азат ПЕРУАШЕВ считает, что проблема низкой кредитной активности банков второго уровня – зачастую не низкое качество залогов и иные минусы заемщиков, а банальная пассивность банкиров.

– Свободные средства у БВУ имеются, но они предпочитают не возиться с предпринимателями, а вкладывать деньги в ноты Нацбанка под 9 процентов. Мы предлагаем очевидное решение: министерству экономики вместе с НБ РК ввести ограничения для банков как по приобретению этих нот, так и по их доходности. Надо принудить их кредитовать экономику. И тогда БВУ сами начнут искать предпринимателей! Ведь эти деньги во многом пришли от государства в рамках поддержки банковского сектора или депозитов от нацкомпаний. Так пусть они и работают на государственные интересы, а не только на банки, – говорит Перуашев.

Казахстанские предприниматели и экономисты уже не впервые выступают с таким предложением, но ни Нацбанк, ни правительство пока идею не комментируют.

В то же время Азат Перуашев обратился и к местным властям:
– При среднем уровне доли МСБ в экономике – 28,5 процента в добывающих регионах он всего 10–15 процентов, то есть в два раза меньше. Объясняют наличием крупных инвесторов. Но ведь напротив, если есть гиганты-недропользователи, то они должны значительную часть своих доходов оставлять на месте, через закуп товаров и услуг у казахстанских партнеров. А раз этого не происходит – нужно принимать меры через офсетную политику и иные инструменты, – уверен депутат.

Смогут ли акимы на местах выдвинуть крупным недропользователям такие условия, чтобы те массово их послушали – вопрос отдельный, но, видимо, и этому придется теперь местным властям учиться.

НУР-СУЛТАН