Как Абай сберкнижки "читал"

В Семее немало абаевских мест, но отыскать их без сопровождения историка крайне трудно. Можно запросто пройти в двух шагах от исторического здания и не догадаться, что оно связано с мэтром казахской литературы. В городе, заслужившем звание духовно-культурного центра страны во многом благодаря Абаю, только на двух домах установлены памятные указатели. Один из них расположен в бывшей татарской слободе, надпись гласит: "В этом доме ежегодно останавливался и проживал великий поэт и просветитель казахского народа Абай КУНАНБАЕВ в период 1878–1904 гг.".

А вот другая табличка вызывает по меньшей мере недоумение. В этом старинном здании располагалась одна из старейших в Казахстане библиотек, организованная в 1883 году политическими ссыльными. Одним из инициаторов ее создания был ученик Чернышевского и прототип тургеневского Базарова Евгений МИХАЭЛИС. В свои приезды в Семипалатинск Абай засиживался в библиотеке, читая Дарвина, Спенсера, Бокля. Как-то он попросил номер "Русского Вестника", где печаталась "Анна Каренина". Журнал оказался у Михаэлиса, который уступил его Абаю. Завязался разговор. Михаэлиса заинтересовал казах, читающий Толстого. Поэта привлек образованный русский, с которым он чувствовал себя легко и свободно. Вскоре они стали друзьями.

В советское время на здании установили памятную табличку. Но разросшейся библиотеке, получившей имя Абая, было тесно в старинном особнячке. В 90-е годы ее перевели в просторное здание бывшего Дома политического просвещения. Опустевший дом занял банк. А табличка осталась неизменной – "многие годы постоянным читателем этой библиотеки являлся классик казахской литературы Абай (Ибрагим) Кунанбаев".

Есть "бородатый" анекдот о человеке, который на вопрос о любимой книге ответил, что читает и перечитывает одну книжку – сберегательную. При виде банка, "постоянным читателем" которого получается Абай, ничего другого в голову прийти не может. Хотя отдел культуры регулярно озвучивает внушительные доклады о сохранении культурного наследия, сейчас особенно много говорится о предстоящем 170-летии со дня рождения Абая. Но уже второе десятилетие никто не может найти время, чтобы внимательно прочесть абаевскую табличку и исправить ее. А всего-то надо добавить слова, что раньше в этом здании находилась библиотека. Наверное, отделу культуры недосуг, ведь памятных указателей об основоположнике казахской литературы на домах Семея целых два…

Семей