Кадры решают все!

Согласно очень меткому высказыванию, отношения работника и работодателя всегда будут напоминать отношения стран, обладающих ядерным оружием и не имеющих такового. Какими бы справедливыми ни были писаные законы, в суровой реальности право чаще на стороне того, у кого более эффективные способы давления.

По идее трудовое законодательство должно дать в руки трудящихся инструменты для защиты от кровососа-капиталиста. И одновременно предоставить этому самому работодателю возможность управиться с недобросовестным работником. Действующий с 15 мая 2007 года Трудовой кодекс еще до вступления в законную силу был охарактеризован как прогрессивный, хотя и с некоторыми оговорками.

Собственно, оговорки и раскрывали самую главную особенность кодекса. В этом нормативном акте упоминаются некие “представители работников”. Но закон, а равно и комментарии к нему, крайне скупо толкуют, кто это такие и как ими становятся. А между тем работодатель имеет право издавать целый ряд актов, регулирующих те или иные аспекты трудовых отношений, только на условии согласования этих документов с этими самыми представителями работников.

Таким важным документом являются, например, правила трудового распорядка: там должны быть записаны начало и окончание трудового дня, время обеденного перерыва и множество других мелких на первый взгляд подробностей.

– По моим наблюдениям, очень мало предприятий, на которых работодатели в соответствии с буквой закона приняли бы правила трудового распорядка, согласовав их с представителями работников по установленной законом процедуре, – говорит директор Казахского научно-исследовательского института труда Серикжан Берешев. – Я проводил семинары для работников многих крупных солидных фирм и государственных организаций. И могу сказать: почти повсеместно акты работодателя, в частности, те же правила трудового распорядка, можно признать недействительными.

А это значит, что если работник не является членом профсоюза и не выбрал никого в качестве своего представителя, который бы одобрил документ, исходящий от работодателя, то он, работник, может на совершенно законных основаниях: а) приходить на работу, когда ему вздумается; б) уходить – опять же – в любое удобное ему время; в) гонять чаи, пить кофе, обедать столько, сколько ему заблагорассудится; г) постигать на рабочем месте тайны йоги методом Шри Ауробиндо или учить албанский язык. Потому что ему правила рабочего распорядка не писаны.

Правда, при одном уточнении: если вопросы трудового распорядка не закреплены в трудовом договоре. Но до таких тонкостей не всякий наниматель додумается.

Закон есть, а представителей нет!

Но кто же такие “представители работников”? Пока нам известна только одна организация, защищающая интересы трудящихся, – профессиональный союз. В странах, как принято ныне говорить, развитой демократии именно профсоюзы ведут переговоры с крупным бизнесом и государством, а в случае необходимости выводят своих членов на стачки и забастовки.

– Если работник считает, что нарушаются его права, он может обратиться в местный департамент труда и соцзащиты, прокуратуру и, наконец, суд, – объясняет советник по социальным вопросам председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Валерий Кожевников. – Но если работник мыслит стратегически, то он выберет профсоюз, потому что улаживать трудовой конфликт с работодателем в одиночку – это совсем не то, что разговаривать с владельцем предприятия от лица организации, защищающей интересы работника.

Правда, в реальной практике все не так просто. Например, работодатель может сопротивляться учреждению профсоюза или, наоборот, создать свой, “карманный”. Да и сам работник может не захотеть вступать в профсоюз.

– В одной из конвенций Международной организации труда представителями работников считаются, в частности, лица, признанные таковыми в соответствии с законами страны, – говорит национальный корреспондент (представитель) Международной организации труда в Республике Казахстан Талгат Умиржанов. – Но наш Трудовой кодекс никак не регламентирует процедуру выбора представителей работников, а точнее – правовой статус иных уполномоченных работниками физических и юридических лиц, выступающих в качестве представителей.

Такой пробел в нормативном акте добавил головной боли юристам-практикам и кадровикам, а теоретикам дал новые темы для дискуссий. Не переживают, наверное, лишь работодатели, считающие Трудовой кодекс неприятной, но малозначащей формальностью. Юридически же подкованные руководители предприятий уже предвидят массу сложностей – от грамотного работника можно ожидать любой неприятности, в том числе и требования скрупулезно соблюдать трудовое законодательство.

– Например, расторгнуть трудовой договор с работником, как не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 54 Трудового кодекса работодатель может, лишь основываясь на решении аттестационной комиссии. В составе которой опять-таки должен участвовать представитель работников, – комментирует ситуацию доцент кафедры трудового права и гражданского процесса Казахского национального университета Наталья Гилева.

Работодатели – за профсоюз!

Кто имеет право стать представителем работника? Законодатели не уточнили детали, и это дает простор для юридической самодеятельности. Скажем, работники могут собраться и подать нанимателю заявление о том, что такой-то гражданин и есть их полномочный представитель. А тот может на это заявление наложить свою резолюцию: “Не признаю!”. И будет прав.

– Представителем работника помимо организации, например, профсоюза, согласно Трудовому кодексу, может быть любое физическое лицо, но его право на представительство должно быть надлежащим образом оформлено, – уточняет Наталья Гилева. – Я полагаю, что уполномочивающим документом может быть только доверенность. Нотариус должен заверить заявление о том, что работник предоставляет определенному гражданину право на защиту своих трудовых прав. Причем на месте работодателя я бы еще внимательно изучила доверенность – на что именно доверенность уполномочивает представителя.

А что делать, если подразделения одной фирмы разбросаны по разным городам или работники трудятся в несколько смен и те, кто заступает на работу вечером, никогда не встречаются с теми, кто работает днем? Как быть, если работники не пожелают выбирать общих представителей? И как быть с мнением тех, кто во время общего выборного собрания был в отпуске, на больничном да и вообще еще не работал на этом предприятии? На все эти вопросы у Натальи Гилевой есть парадоксальный ответ.

– На месте работодателя я бы срочно организовала на предприятии профсоюз. Причем позаботилась бы о стопроцентном членстве в нем своих работников, – говорит Наталья Гилева.

– Я боюсь как раз возникновения “карманных”, прирученных профсоюзов, – делится своими опасениями Серикжан Берешев. – Кстати, по данным опроса, проведенного нашим институтом, инициатором повышения зарплаты на 90 процентах предприятий выступили… сами работодатели! Понятно, что работники думают, что профсоюзы им не особенно и нужны. Но это до первого конфликта…

* * *

За первый квартал текущего года в республике выявлено 31 569 нарушений трудового законодательства. 4346 раз было отмечено ненадлежащее оформление трудового договора, не отвечающее требованиям законодательства, в 1401 случае зафиксированы факты превышения норм рабочего времени, установленного законодательством.

Чаще всего нарушения трудового законодательства происходят в строительной отрасли. Основными нарушениями являются: невыдача своевременно заработной платы, несоблюдение правил техники безопасности.

В целом по республике наибольшее количество нарушений трудового законодательства отмечено на предприятиях Жамбылской (3617), Южно-Казахстанской (3250), Восточно-Казахстанской (3285), Карагандинской (2895) и Северо-Казахстанской (2031) областей.

Из справки Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан

* * *

На заметку

Депутаты, готовившие Трудовой кодекс, преподнесли нанимателям один сюрприз: теперь работник может уволиться по несоблюдению условий трудового договора и получить в придачу к расчету добавку в виде зарплаты за три месяца!

– Если, например, сотруднику не предоставили в течение года ежегодный оплачиваемый отпуск, то он может уволиться и без месячного срока предупреждения,– рассказывает о новшествах кодекса Наталья Гилева. – Для начала пишет заявление об отпуске. И если работодатель своевременно не исполняет это требование, то работник подает заявление о расторжении трудового договора в течение трех дней. А когда договор расторгается именно в таком порядке, по пункту 2 статьи 157 работник имеет право получить помимо окончательного расчета по заработной плате компенсацию в размере трехмесячной зарплаты.

Это новинка нашего кодекса, которой, правда, пока еще не пользуются. И вовсе не факт, что при споре суд истолкует это положение кодекса так, как задумали его разработчики.

А если сотруднику после увольнения не выдают трудовую книжку и расчет, то обиженный капиталистом гражданин может смело обращаться к инспектору по труду. Тот не только заберет трудовую книжку, но и взыщет с предприятия окончательный расчет вместе с пеней за каждый день просрочки!

Филипп ПРОКУДИН