К вопросу о слышащем и эффективном государстве

Особенно хотелось бы отметить новый порядок встреч министров и акимов с населением, пишет Caravan.kz со ссылкой на Turan Press

 

Указами Касым-Жомарта Токаева, как известно, был жёстко установлен выездной, а главное – диалоговый формат этих мероприятий. И населению, и руководству эта новация явно пошла на пользу. Очень хорошо работает модель диалога в Астане (Женис Касымбек), Алматы (Ерболат Досаев) и Шымкенте (Мурат Айтенов). Как я уже отмечал, эти руководители не прячутся от неудобных вопросов и умеют отстаивать свою линию.

В принципе, и в областях акимы стали более открытыми. Неплохо, как представляется, показывают себя главы Мангистауской (Нурлан Ногаев) и Жетысуской (Бейбут Исабаев). Новички-акимы пытаются соответствовать.

У акимов в целом диалог получается лучше, чем у министров, хотя последние вроде как получают регулярную головомойку в Мажилисе (Ерлан Кошанов не даёт членам правительства лишний раз расслабиться).

Впрочем, некоторые члены правительства (Серик Жумангарин, Ерулан Жамаубаев, Роман Скляр) хорошо показывают себя и в стенах парламента, и в окружении журналистов. Есть, правда, и такие, кто выступать любит, но несёт редкостную чушь.

Как известно, опросы общественного мнения были включены в число индикаторов оценки работы различных институтов управления, но эти материалы редко публикуются. Или выходят в весьма своеобразной форме (см. отчётность МИОРа).

С другой стороны, оценки идут напрямую к президенту и руководству АП, которое явно использует их в работе и при принятии кадровых решений.

Особенно не видно в публичной сфере работы созданного 4 года назад отдела АП по обращению граждан. Проект был запущен, как известно, в бытность сверхэффективного Крымбека Кушербаева главой АП, а первым заведующим стала Аида Балаева, которая быстро и энергично создала и запустила новую структуру. Потом, с её уходом, авторитет отдела и общественный интерес к его деятельности сильно снизился. Но сказать, что он не работает, было бы неправильно. Насколько известно, Касым-Жомарт Токаев регулярно получает подробные сводки по острым вопросам и периодически ссылается на них в своих выступлениях и посланиях.

С другой стороны, руководство АП явно снимает часть прежних информационных табу и усилило контрольную работу и проработку коррупционных моментов. Это и неудивительно, поскольку Олжас Бектенов до прихода на пост главы АП показал себя жестким и эффективным главой антикоррупционной службы.

Говоря о таком факторе слышащего государства, как личное присутствие государственных служащих в социальных сетях, нужно отметить, что люди до сих пор активно «тэгают» Асета Исекешева и Асхата Аймагамбетова, даже не заметив, что первый уже не секретарь СБ, а второй – не министр образования. Это говорит о их высоком авторитете, а заодно и о том, что их сменщики обществу малоизвестны.

Выросла роль консультативно-совещательных органов при президенте. Особенно хотелось бы отметить Национальный курултай и Совет по делам молодёжи, которые курирует Ерлан Карин, а также Нацкомиссию по делам семьи во главе с Аидой Балаевой.

Говоря о работе курултая, нужно отметить не только само его заседание, но и регулярные групповые и личные встречи, на которых обсуждаются и актуализируются многие важные вопросы.

Работают экспертные советы при Сенате и Мажилисе. Зато окончательно пропали общественные советы в центре и регионах, консультативные органы по вопросам экономики, а кроме того так и не стали чем-то полезным новые созывы маслихатов. А ведь это именно тот механизм, который должен поднимать и регулировать местные проблемы. В итоге нагрузка опять ложится напрямую на АП и самого президента, некоторых министров и акимов (про всех в целом сказать ничего хорошего не могу).

Вместе с тем экономическая, социальная и структурная политика отличается весьма сомнительным качеством, о чем уже не раз говорилось.

Экспертные оценки работы правительства не вытягивают даже на «тройку».

Так что, к сожалению, нужно констатировать наличие прогресса в одних сферах и его отсутствие – в других...