В селе Каракастек Алматинской области находится могила легендарного казахского акына Суюнбая, жившего в XIX веке. Сегодня у его мавзолея – мазара – всегда многолюдно.
Чтобы послушать стихи и получить благословение – бата, к нему приезжали со всей Степи. Уже в 21 год его считали великим акыном. Суюнбай в своих произведениях изобличал ложь, несправедливость и другие пороки общества. Являлся признанным мастером исполнения героического эпоса. Домбра была любимым инструментом акына, с ней он побеждал на айтысах. Считается, что Суюнбай воспитал целую плеяду народных акынов: среди них Жамбыл Жабаев, Кенен Азербаев, Умбетали и другие.
Внутри мазара из красного кирпича – надгробная плита Суюнбая. Если на нее посмотреть сбоку, она по форме напомнит домбру. Напротив в стене видно стилизованное изображение волка, его многие путают с драконом. Считается, что Суюнбай часто видел волка, когда писал свои стихи, и это мистическое видение вдохновляло его. Само устройство мазара очень интересное: благодаря отверстиям в стенах внутри много света. Венчает его высокий купол. Здесь можно загадать желание и попросить о чем-то святого. К Суюнбаю часто приезжают за исцелением детей. Рядом, в доме шыракшы – смотрителя мавзолея, можно выпить чаю, угоститься шельпеками, поговорить, передохнуть. Двери дома шыракшы открыты для всех.
Акын, поэт Жамбыл Жабаев, проживший почти сто лет, в представлении не нуждается. Он считал Суюнбая своим учителем, постигал у него азы творчества.
В двадцать лет Жамбыл уже был известным акыном-импровизатором. В его родном селе Жамбыл в Алматинской области, названном в честь знаменитого земляка, который получил свое имя от названия горы, все пронизано памятью об акыне. Известный всем лик акына изображен прямо на горе и виден еще с трассы. Поселок Жамбыл – аккуратный и ухоженный. Особое внимание обращают на себя типовые двухэтажные дома. Поговаривают, что они были построены в знак благодарности Жамбылу за его знаменитое стихотворение “Ленинградцы, дети мои!”, написанное в лихие годы Великой Отечественной войны. Центральное место поселка – Дом-музей Жамбыла. Роскошный дом с двенадцатью комнатами акын получил от государства уже в конце жизни. Он перебрался в него с младшим сыном и внуками. А до этого жил скромно, ведь родился в семье бедного кочевника Жабая и всегда помнил, что такое бедность. Здесь же, на территории музея, стоит легковой автомобиль марки ГАЗ-М1 синего цвета. Он был также преподнесен поэту за труды. В доме-музее, открытом в 1947 году, хранятся личные вещи, музыкальные инструменты, печка-контрамарка, телефон, посуда… Уже в наши годы к дому сделана пристройка. Там хранятся фотографии, документы, книги, картины и другие художественные произведения, посвященные поэту.
– Чайный сервиз был подарен академиком-ботаником Борисом Келлером, это чистый фарфор из Питера, – указывает на предметы в гостиной экскурсовод. – В годы войны Большой театр был в Алма-Ате в эвакуации, и артисты театра однажды приехали в гости к Жамбылу. Среди них была всемирно известная балерина Галина Уланова, гости подарили ему самовар.
В музее много картин. Например, акварельные картины-посвящения Абылхана Кастеева 1942 года.
– В 1937-м Жамбыл был в Грузии на пленуме Союза писателей, и эту трость ему подарил его литературный секретарь Таир Жароков, – знакомит нас экскурсовод. – В шифоньере хранится его одежда, вот лежат его головной убор, домбра… Вообще сохранилось три домбры, принадлежавшие Жамбылу – две здесь, одна – в Музее музыкальных инструментов в Алматы.
Часы в доме поэта остановились на том времени, когда он умер, – 22 июня 1945 года в 7.55 утра в совминовской больнице в Алма-Ате.
Мазар Жамбыла находится на той же территории, что и дом-музей, в глубине сада. Поблизости могила знаменитого казахстанского композитора Нургисы Тлендиева, он тоже родом из этих мест. Считается, что к Жамбылу можно обратиться за вдохновением, творческими силами… Музей работает каждый день, без выходных, с 9 до 18 часов.
Многие потомки Жамбыла живут в этом ауле. У акына было три жены, которые подарили ему десятерых детей. Сегодня потомство Жамбыла насчитывает около ста человек.
Захоронение Сарыбая би, если ехать из Алматы в Узунагаш, встретится на пути первым. Местный шыракшы Сагынбай всем желающим рассказывает о подвигах Сарыбая, дает нравственные напутствия и благословение.
От него нам стало известно, что Сарыбай родился в 1821 году, участвовал во многих сражениях, удостоился звания полковника и стал бием Алатауского дувана. Люди уважали его за честность и справедливость, а мудрость и красноречие вошли в историю. Есть поверье, что он поможет в юридических делах, поэтому к его мазару привозят папки с документами…
– Каждый казах говорит: у меня аруах круче, сильнее, чем у твоего рода. Это неправильно! – возмущен Сагынбай. – На том свете не будут спрашивать, кто ты: казах или немец. А будут спрашивать, как ты жил, сколько сделал плохого и сколько блага. Мы все здесь проходим экзамен Всевышнего. Будь хорошим человеком, не твори грехи, не воруй, не изменяй, этому учил и Сарыбай-ата.
Кайназар был помощником Сарыбая, его правой рукой. Враги боялись его, а народ уважал за твердость духа. Ни перед кем смельчак не робел, верил, что свобода и равенство каждому дарованы свыше. Отличался любовью к природе – у себя в ауле высадил целую аллею деревьев. Сегодня вдоль дороги до места, где расположен его мазар, – стена деревьев, а раньше это была сплошная степь. Смотрящий за могилой далекого предка рассказал нам удивительную историю, которая произошла здесь недавно.
– За этой могилкой всегда был смотрящим мой отец. После того как у него случился инсульт, тоже стал шыракшы. Недавно приезжала сюда русская семья. У них дочка шести лет не ходит с рождения. Им сказали, что, если молиться здесь и читать Коран, произойдет чудо. Месяц они сюда приезжали. Как-то читали Коран для их семьи, потом зашли другие посетители… Слышу со стороны трассы плач. Я испугался, думал, может, авария случилась. Оказывается, больная девочка увидела, как играют мои две дочери, встала и как ни в чем не бывало стала кидать мяч, бегать с ними. После чего эта семья два дня делала кудай-тамак – жертвоприношение. Я не знаю, как после этого не верить в аруахов?!
У казахов принято, приходя на могилу предков, приносить белую ткань или платок, выражая таким образом почтение. Перед мазаром Туктыбая-ата люди повязали белую ткань, много ткани.
Сама гробница сделана из стекла в виде гигантского купола. Это, пожалуй, самое необычное, в чем-то футуристическое, строение, увиденное в поездке к “бес ата”. Собственно, как и сама личность Туктыбая. Известно, что он жил в конце XVII века, исцелял людей, изгонял злых духов, играя на кобызе. Легенды гласят, что Туктыбаю было под силу перенести юрту с одного берега реки Или на другой с помощью звука кобыза. Это явление нам объяснил специалист из Алматы, много лет занимавшийся изучением возможностей человеческого организма:
– Туктыбай обладал редким на земле даром – он создавал квантово-волновое вибрационное поле, знал о левитации – парении над землей. С помощью кобыза Туктыбай заживлял раны, снимал воспаления, разбивал камни в печени и желчном пузыре.
Кобыз во всех смыслах давал Туктыбаю силу. Известно, что со своим уникальным музыкальным инструментом он даже участвовал в байге и… приходил первым!