К пяти годам лишения свободы приговорили бывшего реабилитационного управляющего теплового предприятия Семея

За это время уже третий подряд реабилитационный управляющий “Теплокоммунэнерго” предстает перед судом. Первому в этом ряду, Сергею ГОРЛОВУ, дали семь лет. Ербулат МАНАЖАНОВ, можно сказать, отделался легким испугом. Теперь пять лет получил очередной управляющий – Исламбек КАРАХАН.

Вообще, когда год назад только пошли разговоры, что бывшего технического директора “Теплокоммунэнерго” Исламбека Карахана сделают реабилитационным управляющим, предприятие начало лихорадить. Летом 2013-го половина коллектива подписала письмо акиму Восточно-Казахстанской области Бердыбеку САПАРБАЕВУ с просьбой избавить их от него. После статьи “Каравана” об этом на газету с обвинениями обрушился аким Семея Айбек КАРИМОВ. Суть его слов свелась к тому, какой новый управляющий профессионал своего дела. Не прошло и года, профессионала обвинили в ряде финансовых преступлений.

Но это теперь. А в августе 2013-го, когда Карахан приступил к своим обязанностям, у предприятия начался очередной кризис. За долги энергетики обесточили все котельные. Заниматься ремонтом было невозможно. Наступила осень, затем зима. На улице становилось все холоднее, а на предприятии – горячее: до декабря рабочие сидели без зарплаты. Ситуация накалилась настолько, что люди готовы были в разгар зимы остановить котлы и объявить забастовку. Их уговаривали потерпеть, обещали не только погасить задолженность по зарплате, но и увеличить выплаты. Но недели шли за неделями, а денег люди так и не видели. Общий долг перед сотрудниками к концу 2013 года превысил 160 миллионов тенге. По словам же самого Карахана, инициаторами волнений на предприятии стали несуны.

– Те, кто годами воровал, привыкли к безнаказанности, а я поставил жесткий заслон несунам, вот они и начали строчить жалобы, – заявил он в декабре корреспонденту “Каравана”. – Я грудью лягу, но не позволю воровать.

Не прошло и месяца после этого разговора, как уже самого Карахана обвинили в нерациональном использовании денег.

– Участились жалобы на управляющего “Теплокоммунэнерго”, проявилось недовольство со стороны работников предприятия, – признал аким Семея на одном из совещаний. – Я несколько раз беседовал с Караханом о том, что в первую очередь надо закрывать задолженность по зарплате. Но это не было сделано. Более того, необоснованно раздуты штаты, иные сотрудники получали по 220 тысяч в месяц, хотя никакой необходимости в этом не было.

Вскоре после этого на пост реабилитационного управляющего был назначен Ерлан ОРАЗАЕВ. Он сразу инициировал аудиторскую проверку. После ее окончания в отношении Исламбека Карахана возбудили уголовное дело.

– Подсудимый обвиняется в незаконной выплате зарплаты себе за то время, когда он фактически не исполнял своих обязанностей, в незаконном начислении премий по надуманным поводам и незаконном удовлетворении требований кредиторов, которых передвинули с пятого места очередности на первое и выплатили сумму, превышающую фактический долг, – отметила судья семейского суда № 2 Жанат АБЕНОВА.

Если говорить о премиях, то главный бухгалтер, начальник юридического отдела и руководитель службы механизации автотранспорта “Теплокоммунэнерго” получили вознаграждение “за выполнение особо важных работ”, а два руководящих сотрудника службы безопасности – “за предотвращение хищения строительных материалов и оперативное регулирование по факту хищения документов”. Какие уж такие “особо важные” дела могут быть у главбуха, история умалчивает. Причем незадолго до этого Карахан подписал положение, по которому премирование работников не предусмотрено. Да и мыслимы ли полумиллионные траты для предприятия-банкрота?

На минувшей неделе Исламбек Карахан приговорен судом к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. Но у его защитника, адвоката областной коллегии адвокатов Дамира КУРМАНОВА, иное мнение:

– Считаю, приговор является необоснованным. Например, в том, что касается выплаты внеочередному кредитору – имеется решение комитета кредиторов о внеочередной выплате. Причем решение принималось еще при предыдущем реабилитационном управляющем. Мой подзащитный просто исполнил решение комитета кредиторов.

– Мой муж вообще не обладает такими качествами, в которых его обвиняют, – заявила супруга обвиняемого Айман БЕЙСЕБЕКОВА. – Он истинный патриот своей страны и государственник, всегда болел за свой город и жителей. Поэтому, если понадобится, мы дойдем до генерального суда.

Приговор еще не вступил в законную силу, и осужденный может обжаловать его в вышестоящих инстанциях.

Семей