Новый прокурор области поставил их в неудобное положение, потребовав жить по закону. За это его невзлюбили, говорят, на чиновничий бешбармак не приглашают, в карты и бильярд играть не зовут. А вдруг он узнает, о жизни что-то еще интересное для себя и возбудит уголовное дело? Лучше держаться от такого подальше.
Вот только прокурор не хочет давать им покоя, особенно тем, у кого рыло в пушку. Он и своих подчиненных не жалеет, гоняет, как сидоровых коз. Последние при прежних начальниках, привыкшие и ходить, и работать вразвалочку, к новому ритму никак не привыкнут.
Да и с профессионализмом у них не все в порядке. Новый прокурор Зарлык Лакпаев с такими кадрами не намерен работать, ему нужны высоко профессиональные прокуроры, но таковых здесь можно по пальцам одной руки перечислить.
В результате по итогам работы 2006 года три районных прокурора освобождены от занимаемых должностей. Формулировка не из лицеприятных: не справились с возложенными на них обязанностями.
Еще три районных прокурора получили строгий выговор с оговоркой, в случае, если они не исправятся, не изменят своего отношения к работе, то в конце первого полугодия их ждет та же участь- освобождение от должностей.
Особые нарекания в адрес природоохранного прокурора. Тот вообще не понятно чем занимается, он даже не знает, какие предприятия производят выброс сточных вод в реку Урал. О возбуждении уголовных дел вообще не идет и речи, хотя нарушения природоохранного законодательства происходят сплошь, да рядом. Борьба с коррупцией сведена на нет.
При прежних прокурорах считалось признаком дурного тона возбуждать уголовные дела в отношении высокопоставленных чиновников. Провинившихся привлекали в лучшем случае к дисциплинарной ответственности, даже не административной. А вообще - старались не замечать их противозаконных действий. "Нарушения на каждом шагу. Люди жалуются на действия полиции, акимов, финансовой полиции, которые не защищают интересы граждан", - заявил Лакпаев журналистам.
"Одним из приоритетных направлений надзора признано в 2006 году применение земельного законодательства. Прокурорские проверки повсеместно выявили нарушения требований Земельного кодекса в части несоблюдения сроков предоставления прав на земельные участки, оказания неправомерного предпочтения одним лицам, путем предоставления им земельных участков в максимально короткие сроки, в то время как заявления других не находили своего разрешения с 2002 года. В настоящее время в производстве суда находится исковое заявление прокурора Уральска о признании незаконными актов акимата о предоставлении вышеуказанных земельных участков", - говорится в распространенном прокуратурой пресс-релизе.
Но вот что интересно. До прихода Лакпаева все эти факты находились за семью печатями, журналисты, даже при всем их желании не могли добиться их разглашения от прокуроров. Ответы на запросы звучали односложные: проводится проверка.
Хотя скандал с продажей сквера, являющегося землей общего пользования в Уральске, требовал незамедлительной реакции прокуратуры. В деле был замешан сам аким области. Но прежний прокурор решил промолчать, а суд не стал портить отношения с властью.
На иск правозащитника о незаконности проводимых властями действий, суд ответил формально, заявив, что сроки исковой давности истекли, а посему нечего дело и рассматривать.
Но как отмечает уже нынешний прокурор области, написавший протест в президиум областного суда, правозащитник обратился в суд тогда, когда ему стало известно о вопиющем факте. Он просто не имел возможности знать, какие дела творятся за закрытыми дверями чиновничьих кабинетов. "Я хотел этим протестом определить позицию суда, так как суд ушел от ответственности, не сказал своего слова", - заявил Лакпаев.
Еще один момент. Проверкой в налоговых органах выявлены многочисленные факты, свидетельствующие о ненадлежащем использовании уполномоченным органом мер, направленных на ликвидацию образовавшихся сумм налоговой задолженности, не применении налоговых и административных санкций в отношении лиц, нарушивших закон.
Но и здесь обошлось, никто никого к ответственности привлекать не стал. Не заплатили налог, ну и ладно. О возбуждении уголовных дел за такие действия и речи не ведется, хотя на западе за такое в тюрьму можно запросто угодить.
С распределением жилья в Уральске дошло до абсурда. Коммунальное жилье здесь получили все кому не лень, только не те, для кого строился дом. Социально незащищенные слои общества так и остались незащищенными, им как всегда не хватило квартир, все разделили между собой чиновники.
"Из 850 граждан и семей, получивших жилье в 2005 году в рамках государственной программы по ипотечному кредитованию, 149 имеют жилище, либо приобрели его путем отчуждения в последнее время, что не соответствует целям программы по обеспечению жильем граждан, действительно нуждающихся в нем", - говорят в прокуратуре.
А ведь прокуратура об этом знает давно, можно сказать изначально, но все время закрывала на происходящее глаза. И если бы в область не назначили нового принципиального прокурора, то все нарушения так и остались бы лишь засвидетельствованным фактом под сукном. Общественность-то давно призывала надзорный орган хоть как-то отреагировать на происходящее, в ответ - тишина.
При таком подходе правоохранительных органов чиновники чувствовали себя вольготно и творили, что душе заблагорассудится. За последние полгода прокуратура ни разу не проверила акты областного маслихата, за последние три-четыре месяца проверке не подвергались и акты областного акимата.
"Видимо, не до этого было", - предполагает новый прокурор, имея в виду скандал между правоохранительными органами региона.
И вообще, "вместо того, чтобы заниматься борьбой с преступностью, нам приходится заниматься борьбой с исполнительной властью. Это совершенный абсурд. Мы тратим время, силы, судебное время, свои силы, чтобы отменить незаконные решения исполнительной власти", - публично посетовал прокурор ЗКО Лакпаев.
За такое отношение, чиновники сразу же невзлюбили нового прокурора. Они не приглашают его в гости, стараются избегать. Его сравнивают с еще одним борцом за справедливость - Мухаметжаном Пакирдиновым, работавшим прокурором ЗКО в 1998-1999 годах. Тогда на Пакирдинова началась настоящая травля, идейные вдохновители которой сидели за стенами областного акимата.
Как сложатся дальнейшие отношения нового прокурора с местной властью покажет время, но он не намерен идти у кого бы то ни было на поводу, главное, говорит он, - закон и его соблюдение.
А то, что его не пригласят на бешбармак, Лакпаева не расстроило: "Водку я не пью, в карты не играю, дружбы заводить ни с кем не собираюсь". Плохой сигнал для чиновников, свои противозаконные действия скрыть от такого прокурора вряд ли удастся.
Фото с сайта www.aif.kz