– Случаи, когда родители разводятся либо имеют такие намерения, – не редкость в наше время. Уже 10 лет мы участвуем в судах по бракоразводным процессам супругов, имеющих малолетних детей, где определяется, с кем из них будет жить ребенок, каким будет регламент общения с ним другого родителя. И часто наблюдаем, как кто-либо из супругов пытается при этом манипулировать детьми, особенно при дележе имущества. Или же мама, например, в знак протеста, не дает детям общаться с отцом.
– Как это влияет на ребенка?
– Развод родителей – катастрофическая душевная травма для него. Она оставляет след в его психике на всю жизнь. Впоследствии формируются сложности при создании собственной семьи, потому что на бессознательном уровне родительское поведение он берет за основу. Например, доминирующее поведение отца – с руганью, бранью и даже рукоприкладством автоматически включается в модель поведения сына. Взрослея, такой ребенок несет в себе угрозу распада уже его собственной семьи. И риск бракоразводного процесса в будущем у него очень велик.
Мало того, некоторые из таких детей, став взрослыми, может, и вовсе не будут формировать собственную семью. Особенно девочки, которые видели весь этот ужас семейных драм. Ведь до 13 лет для ребенка папа и мама, образно говоря, его боги. Даже присутствие Творца ребенок еще не воспринимает столь существенно, как родителей. Мама для него богиня, папа – бог. И когда эти два бога ссорятся между собой, мир качается под ногами, ребенок теряет опору в жизни, недополучает любви. В нем формируются страхи, которые перерастают в фобии – в страх высоты, воды, замкнутого пространства…
Манипуляции с психикой
Такая катастрофа, как родительский развод, требует психологического лечения, психологической работы, снимающей эти проблемы. Лучшими терапевтами здесь могут быть только сами родители. Но их надо научить снимать последствия ссор. Этим и занимается психолог. Специалист, конечно, может убрать это состояние у ребенка, но при возврате в семью психика малыша снова травмируется отношениями родителей. И тогда все усилия психолога оказываются бесполезными, бессмысленными, потому что тут же разрушаются в семье.
– Можете пояснить на примерах?
– Любой бракоразводный процесс сопровождается тремя бедами: дележом имущества, при котором дети используются как болевой рычаг. Например, тому, с кем остаются дети, больше достается материального имущества. В суде это принимается во внимание. Тому, с кем остаются дети, присуждают алименты и приоритет при разделе жилья.
Другая беда – это месть за разрушенную любовь. При разводе каждый виноватым считает не себя, а свою вторую половину. Месть за разрушенную любовь порой бывает очень злой и сильной. Проявляться она может опять-таки через детей: “Ты такой-сякой, подлец...”. Или, наоборот, к женщине: “Ты плохая мать, гулящая! Я не доверю тебе детей, не дам с ними общаться…” – это формы проявления мести, которая тяжким бременем ложится на детей. Чем помогут детям и их родителям школьные психологи
Третья причина – манипулирование детьми, когда доминирует кто-то из родителей. Часто бывает, что в семье доминирует мать мужа. В народе существует представление, что мать у тебя одна, а жен может быть сколько угодно. Жену можно найти другую, а мать – нет. И тогда она начинает руководить в семье сына, вмешиваться в семейные дела и тем самым вступать в конфронтацию с невесткой. Здоровые внутриродовые отношения при этом не налаживаются, а напротив, формируется их разрушение. Конфронтация вскоре перерастает в войну между мамой мужчины и его женой.
– Верно говорят, что под одной крышей должна жить лишь одна семья?
– Это лучший вариант, когда семья имеет собственную территорию. Потому что она отличается четкими законами функционирования. У каждого свои обязанности и они не смешиваются. И вариант доминирования – кто в семье главный? – не очень хорош. В семье не может быть главного. Мужчина выполняет свои обязанности, отцовские, а женщина свои, материнские. В сумме формируется здоровая крепкая семья. Эти обязанности взаимодополняются и приводят к семейному успеху. А когда появляется кто-то третий – чаще всего свекровь, отодвигающая в сторону невестку, демонстрирующая, что главная здесь она и делать надо, как говорит она, – то нарушаются законы функционирования семьи. Естественно, возникает конфликтная ситуация, которая приводит к разводу.
– Таких ситуаций у нас много?
– Естественно. Во многих семьях есть какие-то нарушения. Это не зависит от менталитета или национальной принадлежности. У разных народов бывает такое доминирование свекрови-матери в семье младшего сына. Просто надо знать, к чему это может привести.
Что могут психологи
– А как в судебной практике регламентируется работа психолога?
– Участие психологов в бракоразводных процессах, особенно там, где решается участь детей, их место жительства, порядок общения с одним из родителей, очень важно. Хотя в государстве пока нет структуры, которая могла бы сформировать такой регламент. Но он нужен, потому что роль психологов сейчас серьезно выросла. Тем более появилось еще такое понятие, как медиация – досудебная практика урегулирования споров во внесудебном порядке с участием третьей, нейтральной стороны.
Пока медиацией занимаются люди, далекие от психологии. Хотя по сути это именно психологическая работа. Медиатор-психолог обладает в несколько раз более сильным влиянием при конфликтных ситуациях, потому что знает законы функционирования семьи и вооружен мощным психологическим инструментарием. Он может объяснить поссорившимся родителям, насколько травмированы их дети, убедить повернуться лицом к этой проблеме, помочь вернуть родительские отношения в гармоничное состояние, тогда они перестают ссориться, начинают осознавать себя отцом и матерью, перестают выяснять отношения, мстить друг другу и манипулировать детьми. Да, их личная жизнь не состоялась, но они обязаны восстановить отцовские и материнские отношения к их общим детям.
Когда в процесс включается психолог, до 30 процентов пар идут на мировые соглашения.
– А в чем выражается крайняя степень травмированности ребенка при разводах?
– Ребенок замыкается в себе, перестает общаться не только со сверстниками, но и с родителями, не хочет учиться, перестает ходить в школу. И тогда приходится вести его к психологу.
– Как может выглядеть здоровая семья? Вот существует же стереотип: мама моет посуду, папа заколачивает гвозди…
– Семья – это мини-струкутра социума, маленькое государство. Папа – президент, мама – президентша. И обязанности у каждого разные. Стандарты, конечно, есть, но если у мамы, например, нет времени помыть посуду, то папа закатывает рукава и моет. Думаю, что нормативы определяет их взаимная любовь. Если я люблю свою жену, то готов ей помогать во всем ровно настолько, насколько мне подсказывает мое сердце и насколько я ее берегу. Это вовсе не значит, что я вместо мамы буду делать всё: ходить на работу, мыть посуду, стирать… Определенное разделение обязанностей есть в каждой семье. Если сформулировать образно, то мама в семье – это птица, которая вьет гнездо. А папа – орел, который приносит добычу. Разделение обязанностей может быть и другим. Эта стандартная схема в каждой семье может выглядеть по-своему, ее определяют сами супруги.
Алматы