На прошлой неделе штаб по сдерживанию цен на товары первой необходимости и тарифы на услуги монополистов при областном акимате на очередном заседании признал, что работа в этом направлении не всегда приносит планируемые итоги.
Из-за отсутствия единой методики исчисления цен на одни и те же товары средние цены приходится устанавливать едва ли не в приказном порядке. У районов и городов, само собой разумеется, нет единого поставщика: кто-то закупает товары в соседнем районе, а кто-то привозит их издалека. Расходы на доставку естественно неодинаковы, отсюда и разные цены на одни и те же товары.
Питание
Выполняя наказ президента страны по "продвижению товаров населению" чиновники Карагандинской области ежедневно посещают рынки города и области, отслеживая цены. Директора рынков собрали с продавцов мяса расписки о том, что в ближайшие месяцы цены на их продукцию повышаться не будут. Владельцам фермерских хозяйств предлагается открыть по городу отделы, документы на которые будут оформляться в течение суток. Правда, данных об открытии подобных точек пока нет.
Аким города Юрий Литвинов открыл телефон доверия, по которому любой карагандинец может сообщить о высоких ценах на продукты питания или услуги. Так месяц назад глава города уволил директора коммунального рынка за то, что тот попытался повысить цену на торговые места на сто тенге.
Уже месяц чиновники сопровождают караваны с овощами-фруктами из Киргизии, таким образом, демпингуя карагандинские продовольственные рынки.
- Мы создали "зеленый" коридор, чтобы не было поборов на дорогах, - говорит главный специалист городского отдела экономики и бюджетного планирования Валентина Шешнева.
Кстати, с начала лета для предпринимателей завозящих в страну за раз менее пяти тонн мяса, овощей, фруктов, одежды с обувью правительство ввело льготные правила пересечения границы - плата составляет 17% от стоимости товара (ранее 0, 5 евро за килограмм груза). Таким образом правительство планировало снизить цены. Однако практика показывает, что эта мера себя не оправдала.
- "Челноки", на которых распространяется упрощенная сдача таможенной декларации, не делают погоды на рынке, - говорит исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнар Курбанбаева. - К примеру, овощи в Караганду везут фурами по 16-20 тонн. На них льгота не распространяется, а, следовательно, для них по-прежнему действует ставка в 0, 5 евро за кило.
Коммуналка
Предприятия области, занимающиеся коммунальными услугами, подписали с властями меморандум, согласно которому дали обязательство не повышать тарифы до конца этого года. В числе 38 компаний есть небольшие организации, поставляющие услуги в города и районы области и крупные - "Караганды Су", "Караганды Жарык". ТОО "Караганды Жылу" пообещало не поднимать тарифы до апреля следующего года устно: подписывать меморандумы ему запрещает договор с Европейским банком реконструкции и развития.
Вместо эпиграфа
Вопрос из зала во время мартовской встречи акима Карагандинской области Камалтина Мухамеджанова с населением:
- В своем Послании народу Казахстана Президент пообещал поднять зарплаты и пенсии. Не приведет ли это к росту инфляции в стране?
- Мы сделаем все возможное, чтобы этого не произошло, - сказал глава области. - Иначе, сами понимаете, никакого смысла в повышении зарплат и пенсий нет. Главное, не допустить роста цен на коммунальные услуги.
Газ
За июль потребители емкостного газа заплатили на 16 тиын меньше - 46, 63 тенге за килограмм, благодаря введенному после аудита компенсирующему тарифу.
Проверив "Алаутрансгаз", сотрудники антимонопольного департамента пришли к выводу, что стоимость обслуживания внутридомовой разводки монополистом завышена. Раньше за расходы на ремонт подъездных газовых труб, проверку счетчиков, спецпитание для сотрудников монополист брал 6 тенге 65 тиын. Однако истратил меньше, чем планировалось.
Тем не менее, в августе планируется подорожание емкостного газа. Павлодарский нефтеперерабатывающий завод после двухмесячного ремонта вновь заработал, но газ стал отпускать по 42 тенге за килограмм. Тогда как при расчете действующего тарифа "Алаутрансгаза" антимонопольный департамент исходил из закупочной цены в 25 тенге.
- Уже полтора года мы работаем в минус, из-за того, что продаем карагандинцам газ дешевле, чем покупаем на 10 тенге, - говорит генеральный директор "Алаутрансгаз" Хазыр Батажев. - В итоге в прошлом году недобор составил 66 миллионов тенге, а в первом полугодии текущего - 21 миллион.
Руководство компании выходило к акиму города с просьбой увеличить норму потребления емкостного газа для населения.
- Есть постановление правительства, которое запрещает увеличивать норму, - ответил Юрий Литвинов и распорядился прокуратуре следить за действиями монополиста и не допустить самоуправства.
Почувствовали на себе значительное повышение цен потребители баллонного газа. За последних полтора месяца из-за ремонта основного поставщика баллонный газ подорожал на 50%. Маленький баллон уже стоит от 1000 до 1200 тенге, большой - от 2000 до 2500 тенге. Таких цен на баллонный газ в Караганде еще не было никогда.
Тепло
Для того чтобы многоэтажный дом был принят к отопительному сезону, сотрудники компании "Караганды Жылу" требуют от председателей КСК, чтобы подвальные трубы были обмотаны стекловатой. Таким образом, по мнению акционеров компании, будут минимизированы внутренние затраты, раз власти не разрешили увеличивать тариф.
- Существует специальный порядок, в котором расписано, что председателям КСК необходимо сделать, чтобы получить акт стопроцентной подготовки дома к зиме, - говорит президент ассоциации КСК Татьяна Арканцева. - 450 городских многоэтажек уже выполнили все пункты этих правил, однако дома не принимаются к отопительному сезону. Сотрудники "Караганды Жылу" требуют, чтобы подвальная разводка была изолирована. Дескать, компания несет убытки, теряя, таким образом, тепло. Хотя у самих этой изоляции нет на 140 километрах труб - это то, что мы насчитали сами, пройдя по карагандинским дворам.
Связь
На встречу потребителям пошел "Казахтелеком": жителям поселка Уштобе, которые сейчас судятся с монополистом из-за принудительного переключения городских номеров на междугороднюю "восьмерку", был предложен компромисс - 0, 95 тенге за минуту междугороднего разговора, вместо действующих 6, 35 тенге. Для того чтобы урегулировать вопрос мирно, в Караганду специально приезжал вице-президент, главный коммерческий директор АО "Казахтелеком" г-н Абдикулов, который встречался с активистками поселка Галиной Вотчель и Лидией Ринас.
- Г-н Абдикулов сообщил, что компания собирается пересмотреть действующий на селе тариф и ради этого даже готова пойти на убытки в 320 миллионов тенге, - рассказывает Галина Вотчель.
Но веры в слово монополиста у сельчан почему-то нет.
Проезд
Акимат города пытается через экономический суд вернуть для пассажиров старую цену проезда в 25 тенге, обвиняя перевозчиков, которые подняли стоимость до 30 тенге из-за того, что бюджет в течение года не выплачивал автопаркам компенсацию - разницу между установленным в договоре тарифом в 25 тенге и реальными затратами предприятий в 35 тенге, в самоуправстве.
- Мы были вынуждены повысить тарифы, так как убытки предприятия за 3-4 квартал 2004-го, а так же за первый квартал 2005 года перевалили за 76 миллионов тенге, - выступила на суде юрисконсульт ОАО "Автобусный автопарк №5" Ирина Демиденко. - У автопарка было два пути. Либо довести предприятие до банкротства и остановить его деятельность, а значит прекратить перевозки пассажиров, оставить город без социально значимых маршрутов и более 500 своих сотрудников без работы. Либо пойти на повышение тарифа, несмотря на бездействие заказчика - городского управления реформирования ЖКХ, транспорта и связи, ныне отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
К слову
Согласно расчетам, выполненным политехническим университетом, расходы перевозчиков не превышают 21 тенге.
На внеочередной сессии городского маслихата депутаты выделили из бюджета на покрытие расходов по перевозкам 180 млн. тенге.
- Вообще-то среди нас были очень жаркие споры - давать автопаркам деньги или не давать, - говорит председатель постоянной комиссии городского маслихата по вопросам бюджета Кадиша Оспанова. - Многие мои коллеги считали, что делать этого не стоит, потому что перевозчики не дают нам гарантии, что не поднимут цену за проезд в дальнейшем. Но после долгих споров мы все-таки решили выделить деньги, но не 400 и не 500 миллионов, как просили перевозчики. Ведь они не смогли доказать, что их убытки составляют именно эти суммы. А проведенный аудит выявил, что убытки автопарков составляют именно 180 миллионов тенге.
Не за горами очередное повышение стоимости проезда - на этот раз в маршрутках, которое произойдет после тендера. Неофициально городские власти прогнозируют разную стоимость проезда в "ГАЗелях", так как для компенсации единого установленного тарифа в бюджете нет денег. Однако чиновники надеются, что благодаря высокой конкуренции на этом рынке цена за поездку не вырастет более 25 тенге (сейчас пассажиры платят 20 тенге). А официально прогноз несколько размыт…
- Вопрос с ценой будет решаться отдельно, - говорит заместитель акима города Анатолий Ессе. Известна схема, существует закон, регулирующий взаимоотношения перевозчика и заказчика. По нему будет определен тариф.
И видимо в качестве компенсации, на этот раз для потребителей, чиновники всерьез взялись за искоренение так называемых "вечерних" тарифов: после девяти вечера водители поднимают цену за проезд в два раза. Сотрудники акимата намерены проводить регулярные рейды и наказывать водителей за самоуправство.