Об этом «Каравану» рассказал управляющий директор НПП «Атамекен», заслуженный энергетик РК Жакып Хайрушев.
- Жакып Галиевич, о реформе в электроэнергетике говорят давно. Предлагали разные модели. Но все в основном сводились к росту тарифов. Чем новая модель реформирования лучше прежних?
- Давайте сначала вернемся в историю. Тогда мы лучше поймем, что происходит сейчас.
С конца 1990-х годов Казахстан перешел к либерализации энергетики. Приватизация энергостанций и сетей создали предпосылки к созданию суперынка электроэнергии, с двусторонними контрактами, когда поставщики и потребители сами определяли, сколько им надо электроэнергии, была нормальная тарифная политика. Мы в СНГ одни из первых перешли к этой политике.
Но это не значит, что мы сделали все правильно. Мы делали ошибки, их исправляли. Первые 10 лет мы шли супер. Государство практически не вмешивалось. Даже создавало особые условия: была начата программа «Тариф в обмен на инвестиции - 1.0». Уже тогда было видно, что оборудование ветшает, и надо было его модернизировать. И тогда эта программа очень капитально помогла. И, возможно, мы сейчас живем на результатах той программы.
Но после этой программы, когда были послабления по тарифам, многие олигархи поняли, что это хороший рынок и к нему стоит присмотреться. У станций появились новые собственники. И тогда начались явления, которые мы сейчас обсуждаем. Кто-то из новых владельцев начал себе бонусы выписывать, выплачивать дивиденды. Хотя, по-моему, этого делать нельзя было. Если бы эти деньги возвращались на модернизацию, был бы совсем другой эффект. Тарифы им дали для модернизации. Но деньги начали уходить.
Тогда государство начало вмешиваться через регулирование тарифов. Были возвращены предельные тарифы. Дошло до того, что с тарифов убирали рентабельность. Или оставляли минимум, чтобы не было возможности выписывать дивиденды. "Нужны триллионы тенге": к ремонту энергосистемы Казахстана надо привлекать иностранцев
Итогом всего этого стала претензия руководства страны к владельцам энергокомпаний, что они не смогли построить нормальный рынок. Сегодня мы достигли пика дефицита и высокой аварийности. И государство решило регулирование отрасли взять в свои руки. Для этого министерство энергетики создало ТОО «Единый закупщик», которое будет покупать всю электроэнергию, произведенную в стране, до каждого ватта, кроме выработанной в рамках так называемых групп компаний, и оно на единой платформе будет продавать всем потребителям.
- Как «Единый закупщик» будет скупать энергию? Ведь в Казахстане работают станции разных типов.
- У нас есть хороший механизм по ВИЭ. Там зашли большие игроки. Их нельзя пугать. Поэтому вся электроэнергия, которую они производят, будет закупаться в первую очередь. И по тем тарифам, которые были определены аукционами.
Во вторую очередь «Единый закупщик» будет закупать электроэнергию, вырабатываемую ТЭЦ. Тут главное, чтобы в любом случае могли продать электроэнергию, получаемую параллельно с тепловой энергией и горячей водой для населения в постоянном режиме. Это критично для городов.
В третьей очереди станции, работающие в режиме инвестсоглашений по рынку мощности. И в четвертой – все остальные электростанции.
Также есть очередность на продажу: сначала бытовые потребители, потом юридические лица, и в конце очереди майнеры. Последним энергия будет продаваться на централизованных торгах и по повышенному ценнику. Тариф для них ни КРЕМ, ни минэнерго регулировать не будут.
- Как будет определяться тариф для разных станций?
- Например, на солнце сейчас сложился тариф на уровне 12 тенге за киловатт. На ветер – 13,5 тенге. Следующий аукцион осенью будет стартовать с этого уровня на понижение.
У ТЭЦ будет тариф, который утвердило министерство. Так называемые предельные тарифы. Например, для Уральска утвердили условные 14 тенге, вот ТЭЦ по этой цене и будет продавать. Причем всю, которую она сегодня может выработать. Она же не может выработать электроэнергию без тепловой энергии. Вначале она должна дать тепло, а ту часть электрической энергии, которая при этом выработалась, она продает.
Следующие - те, кто работает на рынке мощности. Министерство утвердило инвестиционное соглашение о том, что вы строите новые котлы, турбины и проч. Для этого вам поставили повышенный тариф. Это и есть ваша цена продажи, ни больше ни меньше. Единый закупщик не имеет права заниматься тарифообразованием.
Энергетикам новая схема дает стабильность. Они будут уверены, что всю электроэнергию, которую они могут выработать, они продадут по фиксированной цене. Компания сможет планировать свои ремонты, инвестор получит возможность вкладывать свои деньги, так как ему поднимают тариф. Он сможет построить новую станцию, которая на 100 % будет задействована.
В любом бизнесе самое главное – инвестиционная привлекательность.
- Исходя из этого, какой будет тариф для населения на счетчике?
- Этого я не знаю, к сожалению. Допустим, мы поднимем тариф на 5 тенге. Условно. В квитанции на сколько у меня поднимется? А ведь может так случиться, что и снизится. Знаете, почему? Тарифы электростанций по Казахстану разные. Если всю произведенную в стране электроэнергию смешать и дать некую среднюю цифру, то на выходе может получиться и дешевле.
Когда я покупал электроэнергию для компенсации потерь (будучи директором АО «Западно-Казахстанская региональная электросетевая компания». - прим. «Караван»), то в Актау была одна цена, в Уральске - другая. И потребители знали, что эта цена от ТЭЦ. Теперь цена будет одна для всех от "Единого закупщика".
Сейчас "Единый закупщик" купил миллиард киловатт-часов у одной ГРЭС, еще 1,5 миллиарда – на ГЭС. Через час соотношение поменялось – изменилась и цена. Не хватает энергии – закупили в России. У них закупать дорого, но надо. Значит, следующий час будет дороже.
У нас с вами цена меняться не будет. Тариф останется тот, который уже утвердился у гарантирующего поставщика. Электрошок . В Казахстане резко возрастут тарифы на тепло и свет
- Получается ключевой момент в новом механизме – аналитика по потреблению?
- Вот именно. Теперь мы будем учить наших потребителей планировать свой график более плавно. Допустим, работает мясокомбинат, у которого потребление более 1 МВт, и он работает в оптовом рынке. Его директор не смог предусмотреть, и одну неделю комбинат работал в два раза интенсивнее: привезли неожиданно партию бычков. Предприятие не отключили за перерасход электроэнергии, но за все, что оно потребило больше, выставят счет в два раза выше обычного тарифа.
Должно быть планирование. Естественно, и энергосбережение. И цифровизация. Я, может быть, установлю себе автоматизированную систему учета электроэнергии (система АСКУЭ), и она не позволит мне потребить больше. Она даст сигнал, что ты идешь на снижение. Или занимайся энергосбережением и отключай ненужные цеха, или же добирай энергии больше.
- И какой будет цена дорогой энергии?
- Та, по которой «Единый закупщик» купил эту дорогую электроэнергию. Например, базовый объем был куплен за 25 тенге киловатт, а все, что выше, уже купленное в России – по 40 и выше тенге. Значит, тариф на балансирующем рынке будет в два раза выше.
Россия тоже хочет перейти именно для нас на централизованные торги. Мы перешли на коммерческие рельсы. Они не могут держать в горячем резерве ради Казахстана отдельные котлы на станциях. Поэтому для нас поставки будут по внутренним российским ценам. Ничего личного, это рынок.
Все потребители должны будут планировать свое потребление, так как единый закупщик будет работать жестко по предоплате. Например, купил завод объем электроэнергии. Но этого объема энергии ему хватило только на 20 дней. Не заплатил – отключат. Не хочешь – плати. Кроме бытовых потребителей.
Кстати говоря, предусмотрен механизм адресной помощи. Допустим, для Атырауской области цена сложилась выше, чем существующие тарифы в этом регионе. Тогда единый закупщик эту разницу берет на себя.
- За счет других потребителей?
- Да, за счет других.
- А если таких регионов будет много?
- Тогда тариф будет понемногу подниматься. Поэтапно.
- Новые правила предусматривают отсечение непродуктивных посредников. Кто это и как их будут отсекать?
- Раньше энергоснабжающие организации могли закупать энергию напрямую у производителя. Были двусторонние договоры. Теперь такого посредника нет. Только ГРЭС и единый закупщик. Посредник уходит на розничный рынок. Например, химчистка потребляет 300 кВт. Ей нужен посредник.
Я говорил с руководством разных ТЭЦ, и они говорят, что это лучший механизм. К ним не будут обращаться местные Саке-Баке и просить дать предприятию их сына или зятя лишний мегаватт. Всю электроэнергию купит ТОО «Единый заказчик», а это дочернее предприятие министерства энергетики. Все это должно быть прозрачно. Даже если он придет в минэнерго и попросит продать ему энергию, то для этого даже нет технической возможности.
Мы собрали ключевых игроков – производителей, передатчиков и ЭСОшек, и задали им вопрос: вы видите какие-то угрозы в этой схеме единого закупщика? 90 % энергокомпаний ответили, что эта схема их устраивает. Прежде всего это сделано для отрасли. Для бытовых потребителей ничего не меняется. В некоторых регионах поднимутся тарифы. Но мы уже много лет говорим, что надо выравнивать тарифную политику и устанавливать справедливые тарифы, т.е. экономически обоснованные, чтобы не было страха аварий, которые мы пережили этой зимой.