К чему может привести растущая напряженность между Россией и США - эксперты

.Эскалацию конфликта между РФ и США, кризис вокруг ядерной программы Ирана и Северной Кореи и новые вызовы для действующей системы по ядерному разоружению обсудили участники круглого стола Глобальное ядерное разоружение: Готов ли мир к действию?». Экспертная встреча состоялась на площадке Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Елбасы, сообщает пресс-служба ИМЭП.

Международные спикеры были единогласны в мнении о том, что растущая напряженность между двумя ядерными державами – США и РФ – негативно влияет на общую архитектуру глобальной безопасности, стимулирует новый виток гонки вооружений.

В мероприятии приняли участие авторитетные мировые эксперты в сфере безопасности, в том числе руководитель Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО, 2008-2018) Ахмет Узюмджу, директор департамента МАГАТЭ (2002-2011) Тарик Рауф, министр обороны Великобритании (2006-2008) член Палаты лордов парламента Великобритании Дезмонд Браун, член комитета по присуждению «Премии за мир без ядерного оружия и глобальную безопасность» Н. Назарбаева, министр иностранных дел Италии (2002-2004, 2008-2011) Франко Фраттини.

Также в работе круглого стола приняли участие сопредседатель Международного бюро мира Браун Райнер, Директор Центра международных программ Фонда Первого Президента Кайрат Абусеитов, эксперты ИМЭП, представители различных правительственных и неправительственных организаций.

Модератором выступил директор ИМЭП Ержан Салтыбаев. С приветственным словом к участникам выступил исполнительный директор Фонда Первого Президента РК – Елбасы Асет Исекешев.

Особое беспокойство экспертов вызывает выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Данная ситуация подвергает эрозии всю систему глобальных соглашений в области ядерного разоружения, лишая мотивации других стран, как Китай, действовать в рамках общепринятых международных обязательств.

В этом контексте Франко Фраттини отметил, что он не удовлетворен текущей пассивной позицией ЕС по этому вопросу. В частности, Фраттини считает, что Франция и Великобритания, как две ядерные страны ЕС, должны сообща выступить против выхода США и России из ключевых соглашений, а также играть более активную посредническую роль в конфликте между двумя державами.

Эксперты отметили, что в условиях отсутствия базового политического доверия и открытого диалога кризис в отношениях между США и Россией развивается по спиральной модели, циклично обостряясь в силу различных второстепенных факторов, как кризис в Украине. С учетом этого, экс-директор департамента МАГАТЭ Тарик Рауф напомнил, что впервые с момента окончания Холодной Войны между США и России полностью приостановлены прямые консультации по сокращению стратегических вооружений.

С учетом, этого, зарубежные эксперты отметили важность вовлечения России в прямой диалог со странами Запада в рамках таких механизмов, как «Большая семерка».

Атмосфера недоверия, порожденная действиями ведущих держав, негативно сказывается на перспективах разрешения ядерных проблем Ирана и Северной Кореи. Как отметил бывший глава ОЗХО Ахмет Узюмджу, призывы глобального сообщества к Ирану и КНДР отказаться от обогащения урана в военных целях теряют свою легитимность на фоне последних разработок новейшего вооружения со стороны России и США.

В этом контексте необходимы решительные действия по абсолютной универсализации базовых международных договоров в области ядерного разоружения и нераспространения ОМУ.

Как отметил, Тарик Рауф, западным странам необходимо пересмотреть концептуальные подходы в решении ядерной проблемы Ирана. С учетом того, что Иран уже взял на себя обязательства не обладать ядерным оружием в рамках Совместного Всеобъемлющего Плана Действий по иранской ядерной программе и не нарушал их, требовать от Тегерана брать на себя новые юридические обязательства является бесперспективным. Необходимо продолжить взаимодействие сторон в рамках достигнутых договоренностей и возобновить прямой диалог.

Кроме этого, входе дискуссии был обозначен ряд ключевых вызовов для глобальной архитектуры безопасности.

Во-первых, официальная риторика ведущих держав мира смещается в сторону допущения возможности использования ядерного оружия в целях обеспечения своей безопасности. Так, в Новом руководстве по Ядерному Оружию США (New nuclear weapons Guide), опубликованном 11 июня т.г., допускается возможность использования ядерного оружия с низкой долей обогащения в целях «гарантирования стратегической стабильности». Россия, в рамках своей новой военной доктрины, также допускает возможность применения ядерного оружия в целях сохранения военного паритета с НАТО.

Во-вторых, большую угрозу представляют программы по развитию сверхзвуковых баллистических ракет, которые сжимают время реагирования на кризисные ситуации, существенно повышая риски ядерных конфликтов. Особый риск представляют локальные конфликты между такими соседними странами, как Индия и Пакистан.

В-третьих, технологический прогресс в области цифровых технологий и Искусственного Интеллекта повышает риски глобальной безопасности. Как отметил бывший министр обороны Великобритании Дезмонд Браун, в условиях тотальной цифровизацию систем безопасности, ни одна стран в мире, в том числе США, не может гарантировать стопроцентный контроль над своим стратегическим арсеналом.

Основной проблемой глобального режима разоружения и нераспространения ОМУ является отсутствие стратегического лидерства и видения на уровне международного сообщества. В этой ситуации опыт Казахстана имеет важное значение для мобилизации мировой общественности в области денуклеаризации. Казахстанская модель имеет уникальное значение с точки зрения демонстрации достижений страны, которая добровольно отказалась от ядерного оружия и успешно интегрировалась в международное сообщество.

В ходе экспертной дискуссии были предложены следующие рекомендации.

Первое. Активно вовлекать гражданское общество, пропагандировать идеи ядерного разоружения в обществе, в особенности среди молодого поколения. В этом контексте, сопредседатель Международного бюро мира Браун Райнер предложил создать глобальную коалицию по ядерному разоружению с участием не только правительств, но и всех участников гражданского общества.

Второе. Многие эксперты сошлись во мнении о том, что в обозримом будущем полностью запретить ядерное оружие невозможно, таким образом, усилия международного сообщества должны сконцентрироваться на задаче по сокращению количества ядерных боеголовок до оптимального уровня.

Третье. Необходимо разработать новую систему снижения ядерных рисков с не только стран, обладающих ядерным оружием, но и отказавшихся от ядерного оружия.

Четвертое. Глобальное сообщество должно решительно выступить против эрозии базовых международных соглашений в области нераспространения ОМУ.

В этой связи именно Казахстан, добровольно отказавшийся от одного из крупнейших ядерных арсеналов в мире, может стать голосом, обладающим необходимой моральной силой для призыва международного сообщества к действию.