Социолог ОФ ЦСПИ «Стратегия» Серик Бейсембаев представил обширный доклад, посвященный указанной проблематике. Казахский национализм представляет собой довольно любопытный феномен. Возродившись в конце 80-х в качестве политико-идеологического явления и получив популярность среди казахской интеллигенции, национализм все же не стал фактором, определившим получение Казахстаном государственного суверенитета. Однако это не преуменьшает ту роль, которую он сыграл в формировании государственности в Казахстане, заметил исследователь, пишет Курсив.kz
Особая роль нации
Признание особой роли казахов – это один из ярких примеров этноориентированной политики, проводимой в Казахстане с момента приобретения суверенитета, считает эксперт. Он отметил, что основоположниками идей казахского национализма считаются алашординцы – казахские интеллектуалы начала 20 века, которые впервые заявили о праве казахской нации на самоопределение в виде автономного государства.
«Сегодняшний казахский национализм – это, прежде всего, широкий общественный дискурс, включающий в себя набор установок, ценностей и взглядов, направленных на защиту и продвижение интересов казахской нации. Ключевое значение при этом имеет понимание того, что есть «казахская нация». Если исходить из представленных в публичном пространстве мнений, то одними из них нация интерпретируется в гражданском, а другими – исключительно в этнокультурном значении», - заметил Серик Бейсембаев.
Он привел статистику, что в 2014 году респондентам ЦСПИ «Стратегия» задавался вопрос: «Кем вы ощущаете себя в большей степени?». 54% выбрали вариант «гражданином Казахстана». Этническая принадлежность оказалась на первом месте для 7% опрошенных жителей. Ответ «и тем, и другим в одинаковой степени» выбрали более трети респондентов – 35%, «ни тем, ни другим не ощущаю себя» – 3%. Как показывают опросы, около 10% населения симпатизируют потенциальной казахской политической партии. Столько же граждан полагают, что казахи как титульный этнос должны обладать определенными преимуществами перед другими национальностями. Идею о том, что каждый гражданин страны обязан овладеть государственным языком, поддерживают 20% населения.
Этнический состав изменится
При этом эксперт заметил, что по последним данным, доля казахского населения в общей структуре населения достигла 65%. По оценкам демографов, в дальнейшем преобладание казахов в этнической структуре населения будет только усиливаться – как за счет высокой рождаемости внутри этой группы, так и за счет убывающего славянского населения. По прогнозам демографов, при нынешней динамике доля казахского населения к 2030 году приблизится к 90%.
Но политизация казахской этнокультурной общности будет происходить не за счет арифметического увеличения их доли, а за счет роста их представительства в городской среде. Надо отметить, что уже в 1999 году казахи составляли этническое большинство (54%), однако их доля среди городских жителей составляла 43%. Только после 2005 года статистика начала показывать преобладание казахов в городах и к сегодняшнему дню около 60% горожан являются этническими казахами.
Он заметил, что в одном из последних опросов социологов казахстанцам задавался вопрос: «Что может стать основой для объединения граждан?». В качестве вариантов было предложено 10 параметров: возрождение национального самосознания; защита суверенитета РК; защита экологии; материальное благополучие всех казахстанцев; межнациональное согласие; общая историческая память; поддержка политического курса президента; религиозные ценности; рост культуры и образования; установление принципов демократии.
Наиболее важной ценностной категорией оказалось материальное благополучие, на которое указало 52% респондентов. На втором месте – межнациональное согласие (44%), на третьем – защита суверенитета РК и возрождение национального самосознания (25 и 24% соответственно).
Деньги – главная духовная скрепа
Однако существенные расхождения выявлены при анализе показателей в зависимости от языка общения граждан дома. Выяснилось, что межнациональное согласие является важной объединяющей категорией для тех респондентов, которые дома говорят только по-русски (51%) или говорят на казахском и русском (46%). Те, кто дома говорит только по-казахски, гораздо в меньшей степени восприимчивы к идее межэтнического мира – 34%. В свою очередь, для казахскоязычного населения более важной категорией является «возрождение национального самосознания» -39%. Среди русскоговорящих этот показатель равен 15%.
Только «материальное благополучие», согласно анализу, является категорией, пользующейся одинаково высокой поддержкой в указанных трех группах населения.
«Недопущение дискриминации на этнической почве стало важным условием для обеспечения внутриполитической стабильности в РК. Как внутри страны, так и за ее пределами можно часто слышать о том, что казахстанская модель этнополитики является одной из самых успешных на постсоветском пространстве», - подчеркнул Серик Бейсембаев.
Вместе с тем, несмотря на определенные успехи националистической риторики, генеральная политическая линия в стране по-прежнему определяется руководством страны и управленческой элитой, которые в большей степени опираются на мнение центристского большинства.
Нельзя откинуть советское прошлое
Председатель научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров заметил, что в оценке национализма в последнее время отбрасывается фактор научного подхода, он заметил, что если национализм не несет в себе никакой этнократичной составляющей, то он схож с понятием патриотизм.
«Чтобы придать общегражданский смысл этническому понятию казах, нужно чтобы отказались от этнического содержания. Но многие будут против, и я соглашаюсь с тем, чтобы мы называли себя казахстанцами. Этничность может быть и в расширенном понимании. Хотим мы этого или нет, Казахская СССР существовала 70 лет, участвовала в Великой Отечественной Войне и это нужно принимать. Нужно признавать этносы как реальности, но стремится к формированию гражданской общности на основе этнической культуры титульной национальности без нарушения прав других национальностей. Европейские национальные государства возникали на особом уровне истории, даже эти государства создавались на общенациональной основе.
Сотрудник казахстанского института стратегических исследований Леся Каратаева заметила, что в настоящий момент национализм в обществе воспринимается с двух точек зрения – с либеральной, гражданской, основанной на здоровом стремлении к совершенствованию нации и этнократической, основанной на доминанте лишь понятия нация.
Президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова заметила, что все за годы независимости в Казахстане так не определились с понимание этнос и нация.
«Мы так и не смогли перебороть дискурс этнический и гражданский национализм», - отметила она.
Экс-аким Аркалыка и Жезказгана Берик Абдегалиулы заметил, что в свое время он написал манифест казахского национализма, где основная мысль сводилась к тому, чтобы он был направлен не против других, а против собственных недостатков и казахи стали конкурентоспособной нацией.
Учится на примере французов
Председатель попечительского совета Фонд Сорос-Казахстан, директор Центра центральноазиатских исследований Университета КИМЭП Наргис Касенова что формирование нации пока идет по принципу «мы – они», но должны быть ценности на которых строится нация. Например, американцы объединены идеей свободы и демократией, а чем объединены казахи, задалась она вопрос. Сейчас как раз нужно выработать ту модель формирования ценностей нации, которая бы вела граждан вперед. Она привела в пример историю с расстрелом сотрудников журнала Charlie hebdo и реакцию французской нации на нее.
Серик Бейсембаев заметил, что идеология казахского национализма в последние годы подпитывалась узким этническим дискурсом, а государство потеряло свое регулирующее воздействие на этот общественный сегмент. Если в первые годы независимости была серьезная рефлексия на тему казахского национализма со стороны политической элиты, то сейчас эти темы задвинуты на периферию публичной сферы.
В поиске прогрессивных идеологем
Также эксперт предложил свои рекомендации властям по указанной проблематике. Он предложил начать широкое общественное обсуждение вопросов казахского национализма в прессе, телевидении и на интеллектуальных площадках. Важно, чтобы были услышаны альтернативные мнения, на основе которых можно будет выработать точки соприкосновения во взглядах. Важно с помощью привлечения исследователей и ученых проводить работу по осмыслению роли казахского национализма как политико-идеологического явления, тем самым расширять понимание этого многоаспектного и сложного процесса. Одна из главных задач общественных дискуссий на тему казахского национализма – это модернизация этнического дискурса.
Интеллектуальные элиты должны предложить массовому сознанию прогрессивные концепты и идеологемы, которые сумеют оттеснить доминирующие сейчас в казахской среде изоляционистские и архаичные представления о национальной самобытности и культуре. Нельзя допускать ущемление прав граждан по языковому и этническому признаку. На уровне государства должен быть четкий сигнал, что Казахстан будет оставаться страной, где права русскоязычных граждан будут соблюдаться неукоснительно. Отдельного внимания требует продвижение казахского национализма в качестве культурного концепта. Необходимо с помощью художественных и документальных фильмов, а также театральных представлений укреплять казахскую идентичность и возрождать историческое самосознание, заключил он.