– В первую очередь будут запускаться отремонтированные дороги, без дефектных участков, то есть это будут дороги 1-й категории. Далее перейдем к дорогам 2-й категории. Я недавно слышал возмущения о ситуации в Западном Казахстане. На самом деле участки дорог в Актюбинской области не подпадают под платность, там до 2025 года должны пройти соответствующие реновационные, ремонтные работы. Необходимо будет установить категорийность, соответствующую национальному стандарту, и только после этого будет введена платность, – сообщил Бейбут Атамкулов.
По его словам, введение платности позволит покрыть затраты на содержание автодорог и снизить нагрузку на республиканский бюджет.
– Хотел бы остановиться на расценках. Ставки платы были утверждены правительством РК в 2013 году, когда внедрили первую платную систему на дороге Астана – Щучинск, при этом эти расценки сохраняются и на новых участках. Никаких изменений в ценовой политике не произойдет, – пообещал министр.
Сейчас в Казахстане 4 платных участка дорог: Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Хоргос, Алматы – Капшагай. Как сообщил Бейбут Атамкулов, действующий сейчас тариф сохранится для легкового и грузового транспорта – при проезде по дорогам 1-й категории. В министерстве пересматривают тарифы только для большегрузов, передвигающихся по дорогам 2-й технической категории. При этом за проезд по дефектным участкам дорог плату принимать не будут.
Глава МИИР подчеркнул, что платные дороги – общемировая практика. При этом в соседних странах тарифная ставка выше, чем в Казахстане.
– Система платности во многих странах отражает справедливый принцип “Кто пользуется дорогой – тот платит за ее содержание”, так как зачастую в погоне за прибылью большегрузный автотранспорт, осуществляющий перевозку инертных материалов, разрушает дорожное полотно. Кроме того, через территорию Казахстана проезжают десятки тысяч транзитных грузовых машин из третьих стран, которые изнашивают наши дороги. А ведь наши перевозчики, проезжая по территории зарубежных стран, платят соответствующие сборы, – добавил Атамкулов.
Он сообщил также, что в Казахстане разрабатывается комплексный план по повышению качества автомобильных дорог, который, среди прочего, должен обеспечить качество на стадии проектирования и повышение безопасности дорожного движения. В планах – введение технического надзора на все виды ремонта и повышение солидарной ответственности служб технадзора, подрядчиков и проектных организаций.
– Особое внимание будет уделено науке, внедрению новых технологий, обучению и переподготовке кадров в базовых, высших и средних специальных учебных заведениях и КазДорНИИ, – сказал министр.
В зоне внимания министерства индустрии и инфраструктурного развития находится и придорожный сервис. Сейчас вдоль республиканской сети действуют 1 854 таких объекта, из них только 58 процентов отвечают требованиям Национального стандарта.
– Большинство имеющихся объектов были построены до его утверждения. В наших планах – до конца года довести количество объектов сервиса, отвечающих нормативным требованиям, до 66 процентов (1 322 единиц), а также построить 125 новых объектов, в том числе за счет якорных инвесторов, 38 АЗС и за счет частных инвестиций – 87 санитарно-гигиенических узлов, – уточнил Бейбут Атамкулов.
Он добавил, что до 2025 года вдоль дорог планируется построить более 400 современных объектов сервиса. Но здесь есть серьезная проблема: акиматы тормозят процесс выделения земли.
– Министерство использует административные подходы по развитию придорожного сервиса. Мы со своей стороны согласовываем размещение объекта сервиса, но при получении земельных участков под строительство новых современных объектов на местах имеются случаи бюрократии со стороны местных исполнительных органов. Хотя развитие объектов придорожного сервиса – это, прежде всего, прерогатива акиматов, ведь это влияет на развитие бизнеса, – обрисовал ситуацию министр.
Нур-Султан