Эдуард Эдоков: Безопасность на дорогах покоится на трех китах

Количество ДТП, уносящих ежегодно тысячи жизней, не уменьшается, а, наоборот, растет. Как итог, Казахстан входит в печальный «Топ-3» по числу людей, погибших в авариях на дороге.

Председатель Независимого Автомобильного Союза (НАС) Эдуард Эдоков рассуждает о причинах сложившегося статус-кво и о том, как можно решить эту глобальную для страны проблему.

Статистика по ДТП в Казахстане ужасает. Едва ли не каждый день мы читаем в лентах новостей о гибели людей, почти каждый месяц – о массовой гибели в результате аварий. Так всегда было или это тенденция последних лет?

Я не могу сказать, что целенаправленно не слежу за статистикой по дорожно-транспортным происшествиям в нашей стране, я, как и все, черпаю информацию главным образом из прессы. Но могу утверждать, что, к сожалению, тенденция с ДТП за последние лет десять изменилась слабо. По данным ВОЗ за 2022 год, Казахстан входил в тройку лидеров по числу погибших в ДТП на миллион жителей. Это печальное достижение. Нас опережают только Россия и США, но нужно учитывать, что уровень автомобилизации этих стран на порядок выше, особенно в Америке. Печальная тенденция с происшествиями на дорогах у нас сохраняется, как минимум, лет пять-десять. И я не вижу, чтобы она существенно менялась.

– И все-таки почему Казахстан «впереди планеты всей» по ДТП? В чем причина столь плачевной ситуации на дорогах?

Какой-то одной определенной причины, конечно же, нет. На мой взгляд и по мнению специалистов в области транспортной безопасности, тут нужно говорить о совокупности причин.

Дорога – это не только асфальт, светофор, знаки, это огромная инфраструктура, в которой задействовано большое количество влияющих на ситуацию факторов.

Безопасность на дорогах покоится на трех, скажем так, «китах».

Первый «кит» – это мы, участники дорожного движения: водители, пешеходы, велосипедисты, скутеристы и так далее. Второй – это дорожная полиция и все госструктуры, которые так или иначе отвечают за безопасность на дорогах. И, наконец, третий «кит» – это сама дорога и дорожная инфраструктура. В каждом из перечисленных пунктов имеются множество подпунктов – факторов, влияющих на безопасность на дорогах.

Начнем с уровня культуры. Если вас в детстве не научили соблюдать закон, то вы, став взрослым, скорее всего, не будете его уважать, в том числе и правила дорожного движения. Это глубинный фактор, я считаю. Еще один фактор – уровень подготовки водителей. Не секрет, что многие наши автошколы сродни конторе «Рога и копыта», которая берет деньги и ничему особо не учит.

Третье – у нас почти всегда водители транспортных средств признаются виновными в ДТП. Понятно, что автомобиль это средство передвижения повышенной опасности, но сколько ДТП происходят по вине пешеходов! Иногда я просто поражаюсь, когда еду по проспекту Аль-Фараби в Алматы – восьмиполосная дорога, и ее перебегают! Это сродни самоубийству. И если, не дай бог, пешеход будет сбит, виновным признают водителя.

Еще один фактор – техническое состояние автомобиля. По нашим дорогам колесят порядка 80% машин старше десяти лет. Автопарк катастрофически устарел. Естественно, вероятность того, что машина, которой 20-30 лет, выйдет из строя, высокая.

Посмотрим на второго «кита» – это «они», наша доблестная полиция, которая непосредственно отвечает за безопасность на дорогах…

Наверное, никто не станет отрицать, что водительские права в Казахстане до сих пор можно купить. Хорошо, что цифровизация позволяется бороться с этим явлением, и сейчас перестали продавать права направо и налево.

Пожалуй, только ленивый не говорил о коррупции в среде дорожных полицейских, когда нарушители по-тихому «разводят» с правоохранителями.

Также мы знаем о резонансных ДТП, когда виновные пытались всеми способами уйти от ответственности. Хорошо, когда журналисты поднимают эти темы, и дело получает огласку, виновные, несмотря на свое положение и финансовое состояние, получают наказание. Но так происходит далеко не всегда.

Принцип неотвратимости наказания у нас также не действует на все 100%. Нарушил закон? Независимо оттого, едешь ли ты на стареньком «Жигули» или на огромном сверкающем джипе за 500 тысяч долларов, должен быть наказан!

Часто через СМИ мы узнаем о водителях, набравших многомиллионные штрафы за нарушение ПДД. Да как такое вообще возможно?! Дороги в городах напичканы камерами видеонаблюдения, все номера отслеживаются и фиксируются. И как можно не заметить такую машину? Куда смотрят наши полицейские?

Плюс – низкий уровень профилактических работ. Да, административная полиция наказывает нарушителей, но это уже следствие того, что профилактики нет. Нужны эффективные мероприятия, доносящие о том, что такое правила дорожного движения, как их соблюдать.

Когда езжу по городу, я вижу огромное количество нарушителей правил парковки. И полицейские проезжают мимо всего этого бардака. Не знаю, может, они все чрезвычайно сильно заняты, но, если ты видишь явное нарушение, ты просто обязан остановиться и устранить его. Как минимум, сделать предупреждение!

Ну, и, наконец, третий «кит» – инфраструктура. Это дороги, разметка, указатели, светофоры, дорожные конструкции и так далее. Это и строительство, и поддержание, и управление всем этим больших хозяйством.

Если в городах мы видим относительно нормальные дороги, то стоит отъехать на 20-30 километров, вы увидите «убитые» дороги, которые дорогами-то сложно назвать, это направления. К тому же, на загородных трассах практически нет освещения. И представьте, что вы едете ночью по такой дороге, и вдруг выбегает пешеход, вы его никак не увидите!

И… что делать?

Нужен грамотный, во-первых, и комплексный, во-вторых, подход. В-третьих, нужны люди – умные, грамотные, умеющие. Я с 2007 года являюсь председателем «Независимого автомобильного союза» и много общаюсь с чиновниками. И к сожалению, я говорю об этом регулярно, уровень знаний, подготовки, квалификации у них крайне низкий. Они не знают элементарных вещей, часто не понимают и не хотят глубоко вникать в проблемы. Методик, по которым разрабатываются те или иные стандарты, документы, законы, они зачастую просто не знают. Не знают, что перед их внедрением нужно проводить глубокий анализ текущей ситуации, законодательства, мировой практики и так далее, чтобы понять, как изменится ситуация после внедрения новшеств. Поэтому очень часто государственные программы крайне не проработаны, специалистов у них самих нет, привлекать специалистов у них не хватает ума или денег, или и того, и другого. В результате мы очень часто получаем сырые законы, недоработанные предложения, где-то не очень качественные программы. И даже если программы и законы хорошие, их исполнение очень сильно хромает.

Иногда наши законы прямо очень строгие, но строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения.

– Лет десять назад, если не ошибаюсь, в Казахстане ужесточили наказания за нарушения ПДД: штрафы выросли в разы, водителей-нарушителей лишают прав на несколько лет, ужесточено уголовное преследование в отношении виновников аварий. Это как-то отразилось на общей ситуации?

Коли Казахстан не вышел из числа лидеров по смертности на дорогах, то, наверное, серьезно это на ситуации не отразилось. Повторюсь, я специально не анализировал это. Я могу только судить по открытым данным, которые публикуются в прессе.

Сейчас в Казахстане изменилась методика регистрации ДТП. Если раньше регистрировались только те, в которых был нанесен какой-либо вред здоровью, то теперь регистрируются все ДТП подряд. Соответственно, по данным за 2023 год, их количество заметно увеличилось.

Возвращаясь к вашему вопросу, отвечу так: возможно, ужесточение закона несколько улучшило ситуацию, но по моим ощущениям, изменения не очень значительные.

– Глава государства считает, что дорожная безопасность может быть обеспечена в том числе посредством внедрения интеллектуальных систем. Станет ли это панацеей?

Я считаю, что это правильное, полезное и нужное нововведение. Но надо понимать, что они не способны решить проблему сами по себе, все эти интеллектуальные системы являются лишь очень хорошими помощниками.

Безусловно, чем больше будет видеокамер, тем проще и легче будет фиксировать нарушения и наказывать виновных. Искусственный интеллект в автоматическом режиме фиксирует нарушения, анализирует их, уведомляет о штрафе. Это замечательно! Чего греха таить, я несознательно, но время от времени тоже нарушаю правила. И моментально оплачиваю штраф и очень сильно поддерживаю все эти вещи, поскольку уверен: чем меньше нарушители будут общаться с людьми в погонах, тем меньше будет коррупции, и неотвратимость наказания будет выше.

Но интеллектуальные системы должны внедряться по-умному. Если аборигену дать микроскоп, вряд ли он будет использовать его правильно, по назначению и эффективно. Поэтому, чтобы использовать интеллектуальные системы, сами люди должны обладать интеллектом. Я уже упоминал, что уровень подготовки и профессионализма наших чиновников часто не дотягивает до этих самых интеллектуальных систем. Нужно, чтобы в структурах, которые отвечают за умные системы, работали грамотные и умные люди. А это беда всей государственной машины. И не только Казахстана.

Автор: Редактор