Из-за чего Казахстан ждет грандиозный паводок

Казахстан готовится к одному из самых сильных за последние годы паводков. Наиболее сложная ситуация ожидается в Кызылординской, Акмолинской, Карагандинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областях. Прогнозы по большим весенним затоплениям в Алматинской области уже подтвердились.

Большая вода придет не из-за большого снега. По данным метеорологов, его запасы в этом году даже ниже нормы. Проблема в экстремально низких холодах прошедшей зимы: земля промерзла значительно глубже, чем в прошлом. Плюс осенью почва уже напитала воду. В итоге земля не сможет впитать лишнюю влагу. И мелкий дождь, если идет долго, вызывает наводнение. Именно по такому сценарию паводки проходят сегодня в Алматинской области.

Доложите обстановку

Нельзя сказать, что власти – местные акиматы, комитеты по ЧС и водному хозяйству – не готовятся к весне.

К паводку подготовлено почти 9 тысяч тонн горючего, 163 тысячи тонн песка и гравия. Их насыплют в 1 миллион мешков. На всякий случай приготовлено 11 тысяч тонн взрывчатки.

За прошлый год построено 29 и укреплено 78 существующих защитных дамб, отремонтированы 71 гидротехническое сооружение, 8 мостов и 12 участков автодорог. Все эти работы проведены в рамках “Дорожной карты по предотвращению и устранению паводковых угроз на 2017–2020 годы”. Ее разработали в прошлом году по поручению правительства.

Работать будет группировка из 4 тысяч спасателей КЧС. Национальная гвардия приготовила три лагеря для людей, которых обязательно вывезут из опасных мест. Обновлены маршруты эвакуации, определен привлекаемый транспорт, назначен режим работ для экипажей полиции.

На водохранилищах установлены дежурства. На опасных направлениях заготовлены запасы материалов для устройства новых дамб. МВД предложило местным акиматам взять на баланс 46 гидрообъектов, у которых не оказалось хозяев.

Вода проверит

По большому счету, это все. Поэтому в КЧС до конца не уверены, что сделано всё как надо. Вода проверит. Но, судя по ситуации в Алматинской области сегодня, ничего так и не было сделано. Кто виноват в постоянных паводках в Казахстане

Чтобы оправдать всех, есть еще одна замечательная причина. Если помните, самые большие наводнения были в 2011 году в ЗКО, в 2013 году в Костанайской, в 2014 году в Акмолинской области и СКО. Два года подряд – в 2014-м и 2015-м – топило Карагандинскую область. Здесь был виноват не паводок – уровень рек не поднимался. Талая вода пришла в населенные пункты из степи.

По данным ЧС, у пострадавших поселков не было системы защиты от талых вод, не создавались земляные насыпи, не были отрыты водоотводные каналы.

С одной стороны, этого и делать не надо было: 23 затопленных поселка до ЧП считались безопасными. Их никогда и не топило. С другой – это явное нарушение правил благоустройства территории населенных пунктов: сливная система должна быть по умолчанию. Акиматы недосмотрели или не захотели следить за порядком?

Большую часть новых домов в растущих городах и селах строят за границей существующей системы защитных насыпей и каналов. Плюс на новой территории арычно-канальную систему не устраивают.

Все вместе дает типичный сценарий, который разворачивается в Алматинской области в эти дни. Сегодня таких опасных населенных пунктов по стране уже за две тысячи. 160 – в степной зоне. Остальные – в поймах и по руслам рек.

Ни один аким области или города не лишился поста после потопа

Все эти проблемы так или иначе можно решить на уровне местной власти. Если, конечно, она в этом будет заинтересована. Но такого желания у акиматов нет. Февральские совещания в правительстве традиционно посвящают именно затоплениям населенных пунктов.

И каждый год все премьеры поручают подготовиться, сделать, проконтролировать, освоить… Но опыт показывает, что еще ни один аким области или города не лишился поста после потопа.

Каждый чиновник вполне обоснованно может объяснить, что вода обязательно щелочку найдет. Села и города тонут, а акимы ни при чем

У акиматов нет и материальной заинтересованности заниматься профилактикой. Всего на создание инженерной защиты в прошлом году было потрачено 12,5 миллиарда тенге. Половина этих денег пришла из республиканского бюджета.

В 2015 году ущерб от паводка составил больше 20 миллиардов тенге. При этом 16 миллиардов пришлись только на два региона – Карагандинскую и Акмолинскую области.

За 10 лет на возмещение ущерба населению, на восстановление зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, пострадавших от весеннего половодья, ушло 60 миллиардов тенге. Львиная доля денег тоже пришла из республиканского бюджета.

Без страха

У Казахстана есть хороший пример, как использовать деньги с умом. Годами Киргизия спускала воду вниз по руслу Сырдарьи. Попуски идут зимой. В это время Токтогульская ГЭС, стоящая в самом начале реки, переходит на энергетический режим работы, чтобы дать стране дешевую электроэнергию, которая идет на обогрев жилья. Спускаемая вода уходит вниз по реке в Узбекистан и Казахстан. Ее собирали в Шардаринском водохранилище, а излишки сбрасывали в Айдаркуль в Узбекистане.

Весной же, когда вода нужна для полива, на Токтогуле ее запасов не оставалось, и весь регион переходил на режим экономии. Договориться между тремя странами не удавалось.

В 2005 году Ташкент заявил: озеро уже переполнено. Воду приходилось сбрасывать ниже Шардары. Февральские сообщения о паводках в Кызылординской области читались, как сводки с фронта: взрывы ледостава, поиск свободных затонов, облет реки на вертолетах, разрушенные дома. Были люди раненые, обмороженные, лишенные крова, эвакуированные…

В 2008 году началось строительство Коксарайского контррегулятора. Через 3 года его ввели в эксплуатацию. Цена – 52 миллиарда тенге. Но пользы он уже принес гораздо больше.

Здесь сохраняется от 2 до 3 миллиардов тонн воды для полей, в водохранилище запустили рыбу, которую уже вылавливают, 70 прибрежных аулов Южно-Казахстанской и Кызылординской областей встречают весну без страха за свои дома и поля. Деньги на проект тоже были из Астаны. Лайфхак: как спасти свой дом от губительных весенних паводков в Казахстане

Лебедь, щука и рак

За работу по предотвращению паводков отвечают сразу три стороны: комитет по ЧС, комитет водного хозяйства и местные акиматы. Каждый из них желает перекинуть часть своих обязанностей на других. Это показатель общей несогласованности в работе.

Денег на предупреждение ЧС в стране достаточно. Но почему-то всем выгоднее получать средства на возмещение ущерба, а не работать заранее.

Пока такой непорядок останется, так и будем с ужасом ждать весны, лета, осени и зимы.

Алматы