Изъятие пограничниками лекарств, купленных в России для казахстанских больных, вызвало бурю общественного возмущения

Приказано уничтожить?

Пятница, 10 июля. Восьмой час вечера. Вдруг в Интернете появляется сообщение: накануне на пограничном посту “Урлитобе” изъяты лекарства. Их купили в приграничном российском Омске для лечения COVID-19.

“Наше государство мало того, что не обеспечило медикаментами в нужных количествах, но и сейчас простым людям, которым нужны лекарства, их не отдают. Эти посылки были для лечения, для себя, а не для перепродажи”, – отметили авторы послания.

Они рассказали, что просили родственников и друзей в России купить необходимое, так как в Павлодаре, Аксу и Экибастузе в аптеках сложно найти даже антибиотики. По их мнению, вопрос у пограничников могло вызвать количество упаковок. Но оно объяснимо – перевозчик доставляет пакеты от 10–15 заказчиков, так как не каждый гражданин имеет право самостоятельно выехать в соседнюю страну из-за карантинных мер. Но посылки подписаны, имеются чеки.

“У меня супруг заболел 7 июня, получил три рецепта, в том числе на цефтриаксон, чтобы амбулаторно применять. Мы живем в городе Аксу. Ну не было этих лекарств. Я заказала и на семью сразу, так как понимаю, что можем заразиться от него в любой момент. И вот мы ждали с такой надеждой, как вдруг сообщили, что пакет забрали. Ну как так? Ведь есть люди, у которых родные в тяжелом состоянии”, – рассказала Ирина Лоренц.

А мать грудного ребенка Юлия сама подхватила коронавирусную инфекцию. Разыскивала свои препараты она весь день, к вечеру подскочила температура.

“Заказала в Омске лекарства, так как не могу бегать по аптекам, выискивая, где и что есть”, – рассказала молодая женщина.

Она и ее товарищи по несчастью весь день 10 июля вращались между департаментами Пограничной службы, экономических расследований и фармконтроля. В последнем государственном учреждении, по их словам, им безапелляционно сообщили, что препараты будут уничтожены как контрабанда, и предложили разойтись. Дело пообещали рассмотреть после выходных. Рабочий день закончился, двери департамента закрылись, а люди с рецептами на руках остались под его стенами. Начались истерики – ведь для заболевших коронавирусной инфекцией счет может идти на минуты. Тогда они рассказали о своей беде интернет-сообществу и журналистам.

Репрессии – наш метод?

Публикация мгновенно вызвала общественный резонанс. Люди, не стесняясь в выражениях, требовали вернуть изъятое. Поступок называли преступным по отношению к соотечественникам.

Когда журналисты оборвали телефоны, а число гневных комментариев перевалило за тысячу, у представителей госорганов, несмотря на поздний час, нашлось время на беседу.

Главный санитарный врач Павлодарской области Батырбек АЛИЕВ предложил им встретиться утром и решить проблему. Действительно, в субботу в первой половине дня препараты вернули. Специалисты регионального департамента комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг не стали ждать будней. От перевозчика всего лишь получили объяснения, что доставил он лекарства для личных целей. Этого оказалось достаточно, чтобы не возбуждать административное производство. Представители Пограничной службы опубликовали пояснение на сайте: “9 июля 2020 года при проведении пограничного контроля было обнаружено 311 упаковок лекарственных препаратов различных наименований без товаросопроводительных документов. Лекарственные препараты были упакованы в пакеты по наименованиям и уложены в 2 дорожные сумки. При этом перевозчик не смог дать разъяснение о происхождении лекарственных препаратов и их предназначении. Для определения законности их ввоза в соответствии с компетенцией лекарственные препараты переданы в департамент экономических расследований Павлодарской области, проинформирован департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг данной области. Отмечаем, что Пограничная служба не препятствует ввозу лекарственных средств для личных целей”.

Извинений, по крайней мере публичных, в адрес людей не прозвучало. Как и не объяснена необходимость доведения ситуации до стресса и абсурда в момент, когда требовалось разобраться в недоразумении как можно быстрее.

Кодексом “О здоровье народа и системе здравоохранения” и соответствующими правилами закреплено право граждан на беспрепятственный ввоз лекарств для личного пользования. Для этого не требуется ни разрешения контролирующих органов, ни снисхождения Пограничной службы. В условиях обострения пандемии, когда министерство здравоохранения только заполняет рынки медикаментами, нужно по крайней мере не мешать заболевшим спасать себя. Да, лекарства везут сегодня из многих приграничных российских городов, из Узбекистана. И к этому надо быть готовыми. Что касается Павлодарской области, то и на текущей неделе далеко не все препараты можно найти в местных аптеках. На днях ждут прибытия партии, которая восполнит дефицит жаропонижающих и кроверазжижающих средств и антибиотиков.

Павлодар