Об этом заявил Президент Казахстана в Послании, с которым Касым-Жомарт Токаев обратился к народу в сентябре прошлого года. Глава государства отметил, что сама система, в первую очередь, нуждается в трансформации. В каких направлениях начаты реформы? Какие ожидания от модернизации сферы? И есть ли уже первые результаты? Своё мнение высказал руководитель Ассоциации Общественных советов Республики Казахстан Салимбай Шунеев.
- Салимбай Егембердиевич, Президент в Послании заявил о том, что качественное и полноценное исполнение намеченных реформ напрямую зависит от компетенций, ответственности и политической воли государственных служащих. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счёт. Как Вы считаете, в каких направлениях нужно работу усилить?
- Действительно, Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, продолжая свою политику на построение «Нового Казахстана», неоднократно отмечал особую роль государственных служащих. Все мы помним, что на втором заседании Национального курултая, проходившем год назад в городе Туркестане под девизом: «Әділетті Қазақстан – Адал азамат», Глава Государства откровенно отметил, что ему известно, что «в обществе есть серьёзные претензии к работе государственного аппарата, чиновников». Результатом обратной связи с обществом уже стал целый ряд мер, направленных на обновление государственного аппарата.
На мой взгляд, первоочередная задача состояла в том, чтобы усилить самоуправление на местах и дать больше самостоятельности государственным служащим. В Казахстане были проведены прямые выборы районных и сельских акимов. Избрание в областные маслихаты проводится по смешанной системе, а в районные – исключительно по одномандатным округам.
В тоже время, мы должны понимать, что по вопросу реформирования государственной службы, Президент говорит: «Впереди большая работа, для завершения которой потребуется время». То есть считаю, что казахстанское общество в ближайшем будущем услышит от Главы Государства дальнейшие предложения по реформе государственного аппарата. Но уже сейчас, если внимательно подходить к заявлениям Президента, нам известно принципиальное видение Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. «Главное - изменить сознание представителей государственного аппарата. Они должны приходить на работу с полной решимостью служить народу и стране, а не для получения ложного авторитета среди своих родственников и в обществе. В этом заключается понятие «Адал азамат», - говорит Глава Государства. От себя замечу, что как говорят философы: изменения в сознании — это самая кропотливая и трудная работа. Однако, ещё раз подчеркну – обществу будут представлены новые инициативы Президента по реформе государственного аппарата.
- Министры и акимы должны нести персональную ответственность за результат, считает Президент. На Ваш взгляд, насколько это важно?
- Вопрос персональной ответственности министров и акимов, который неоднократно поднимает Глава Государства, уже во всю работает! Нет нужды персонально останавливаться на общеизвестных последних отставках среди министров и акимов, но это примеры именно персональной ответственности за результаты работы. Президент выразил своё кредо – «Министры, акимы и другие государственные служащие должны сочетать в себе два основных качества –профессионализм и патриотизм. Важно честно и добросовестно работать, чтобы заслужить доверие и уважение граждан. Это касается всех государственных служащих». Весной, все мы стали свидетелями небывалых паводков на большой территории нашей страны. Ситуацию взяли под непосредственный контроль и Президент, и Глава Правительства. Сейчас, мы знаем, что идёт работа по восстановлению пострадавших районов. По её результатам, на мой взгляд, мы также увидим персональную ответственность и акимов, и других государственных служащих.
- Какое значение имеет то, что Правительство теперь несёт полную ответственность за реализацию экономической политики?
- Если вспомнить прошлогоднее Послание Президента народу Казахстана, в рамках новой экономической политики была заявлено, что задачи, изложенные в Послании, должны быть решены за три года, по наиболее сложным – будут определены другие конкретные сроки. Такая решительная постановка вопроса Главой Государства, с изложением конкретных сроков реализации, соответственно, требует от Правительства полной ответственности за реализацию экономической политики.
На текущем этапе самая важная задача – это формирование прочного промышленного каркаса страны, обеспечение экономической самодостаточности. Выделю основные параметры, обозначенные Президентом:
"Правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с Администрацией Президента. Именно на системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы. Подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах", – отметил К. Токаев. Формула «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчётное Правительство» должна показать свою эффективность.
- Как Вы оцениваете новый подход к работе Администрации Президента?
- В ответе на данный вопрос, думаю необходимо исходить из того, как сам Президент в своём Послании народу Казахстана, в сентябре 2023 года, обозначил роль своей Администрации: «Администрация Президента, в свою очередь, станет политическим штабом, который сконцентрирует усилия на стратегических направлениях социально-экономического развития государства, вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности, правовой и кадровой политики». Думаю, мы с вами в данный момент это и наблюдаем. Работа АП, стала более «академичной», нацеленной на выработку решений стратегического характера.
- А как Вам инициатива К. Токаева о создании кадрового резерва политических служащих? Какие вопросы это позволит решить? Какая у нас ситуация с кадровой политикой сегодня?
- Хочу привести в качестве примера подход самого Главы Государства к посту Президента Республики Казахстан. В результате проведённых реформ, сказал Касым-Жомарт Кемелевич, Президент стал государственным управленцем, менеджером, с которым народ заключает контракт на семилетний срок, обозначенный в Конституции. Президент – не сакральная фигура, которая стоит выше народа. Этот подход о многом говорит. Это пример, цивилизованного правового подхода к работе Президента Республики Казахстан. Один из элементов Слышащего Справедливого Казахстана. Этот же подход, в широком понимании, думаю лежит и в проводимой кадровой политики, основа которой в заявленной Президентом концепции "Адал азамат". В чём она заключается, определил сам Глава Государства: «Работники государственного аппарата должны приходить на работу с полной решимостью служить народу и стране, а не для получения ложного авторитета среди своих родственников и в обществе. Министры, акимы и другие государственные служащие должны сочетать в себе два основных качества – профессионализм и патриотизм. Их личная преданность меня не интересует. Не нужно восхвалять Президента, гораздо важнее честно и добросовестно работать, чтобы заслужить доверие и уважение граждан. Это касается всех государственных служащих», - подчеркнул К. Токаев.
Об изменениях в работе с кадрами рассказал и Глава Администрации Президента А. Дадебаев: "Согласно существующей процедуре, государственные органы ранее предлагали в Администрацию Президента только одного кандидата для назначения на политическую должность. Такой подход, в свою очередь, не позволял выявить лучшего кандидата, то есть принять правильное решение. Выбор ограничивался выдвинутым кандидатом. Теперь же процесс согласования назначений на политические должности осуществляется на основе рейтинга, учитывающего личные и профессиональные компетенции кандидатов. В будущем подход будет полностью автоматизирован, то есть влияние человеческого фактора значительно снизится. Цель состоит в том, чтобы привлечь на политические должности образованных, квалифицированных, преданных делу и законопослушных граждан, независимо от их этнического происхождения, пола или социального статуса».
В заключение, хочется сказать, что вопросы, поднятые в данном интервью, не ограничиваются только работой государственных служащих. По-прежнему убежден, что для успешного продвижения политики Нового Казахстана, новой идеологической повестки потребуется консолидация усилий всего широкого спектра нашего общества и государственного аппарата, учёных и экспертов, журналистов и представителей гражданского сектора, а также всех граждан Казахстана.