Излечи себя сам: как минздрав собирается наказывать не заботящихся о своем здоровье казахстанцев

Соответствующие поправки в законодательство уже разработаны, а в 2019 году должны быть утверждены парламентом. Вот только не станут ли они легальным поводом для отказа в бесплатной медицине любому обратившемуся?

90 процентов здоровья человека зависит от него самого и лишь 10 процентов обусловлены медициной. Это данные Всемирной организации здравоохранения, на которые ориентировался казахстанский минздрав при разработке нового кодекса “О здоровье народа и развитии системы здравоохранения РК”. Как рассказал недавно вице-министр здравоохранения РК Алексей ЦОЙ, казахстанцев будут заставлять заботиться о своем здоровье.

– Есть различные предложения, начиная с того, что, если при предложении медработников пациент отказался и не получил должного лечения, не прошел профосмотр или не получил ту или иную вакцину, к нему будут предприняты какие-то меры. Например, если ему стало хуже и он пренебрег советами врачей, то оплачивать все будет сам. Это один из элементов. Возможно, будут и преференции тем пациентам, которые планируют свое здоровье, отказываются от вредных привычек. Мы рассматриваем различные элементы. Международный опыт показывает, что они нужны, чтобы дисциплинировать людей, – заявил он на неделе в ходе брифинга в службе центральных коммуникаций.

Как подчеркнул чиновник, пока кодекс еще в проекте, скоро начнется его масштабное обсуждение со всеми заинтересованными НПО и госструктурами, а в 2019 году документ уйдет на визирование в парламент. Алматинцы едят продукты, вызывающие онкозаболевания и влияющие на потенцию

Некоторые НПО идею минздрава поддерживают.

– Бесплатная медицина у нас финансируется с налогов всех граждан. Если человек не бросил курить, хотя врачи ему рекомендовали это сделать, потому что у него, к примеру, бронхо-пневмония хроническая, то, наверное, другой человек, который регулярно платит налоги, следит за своим здоровьем и так далее, не обязан за него платить, – говорит председатель ОФ “Амансаулык” Бахыт ТУМЕНОВА.

Она подчеркивает, что любая пагубная привычка – это прежде всего зависимость, и для курильщика с 40-летним стажем отказаться от сигарет, конечно же, подвиг.

Так что, наверное, надо учитывать и поощрять даже стремление перейти к более здоровому образу жизни: снижение количества сигарет, переход на более легкие аналоги.

Но прежде всего надо сделать упор на поощрении здорового образа жизни. Возможно, что некоторые процедуры имеет смысл оставить лишь для тех, чей анамнез не имеет черных пятен.

– Сегодня государство ежегодно оплачивает 900 процедур ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), каждая из которых стоит по 700 тысяч тенге. Это же бешеные деньги!

Но если женщина (утрируя) каждый год раньше делала аборты, а теперь приходит за бесплатным ЭКО – это, наверное, неправильно.

Должна быть у этой женщины личная ответственность за свое репродуктивное здоровье, должна она была предохраняться правильно в молодости, – считает Бахыт Туменова.

Но не превратится ли в итоге вроде бы правильная задумка в банальное перекладывание ответственности с больной головы на здоровую? Точнее, наоборот.

– Где гарантия, что со временем врачи не станут отказывать людям в бесплатной помощи, ссылаясь на то, что они не прошли вовремя скрининг? И ладно бы у нас эта система профилактики и обследования была налажена, но ведь нет!

Как часто кому-нибудь из нас звонили или присылали смс-приглашение на скрининг?

Да, в поликлиниках висят объявления о том, что люди такого-то года рождения должны в этом году бесплатно пройти скрининг на то или иное заболевание. Но, во-первых, пока ты не болен, то и в поликлинику не ходишь, а во-вторых, далеко не у всех есть возможность вчитываться в эти мелкие строчки, – говорит блогер Аида ДЖЕКСЕН.

Девушка уверена, прежде чем вводить систему наказаний, минздраву необходимо отладить свои собственные системы профилактических осмотров и оповещения населения о них. И не только в столице, но и в отдаленном селе.

Потому что, как, к примеру, пройти обследование на онкологию труженику из отдаленного села? В его поликлинике такого не делают (если она, конечно, есть), а в районный, тем более областной центр надо еще добраться. Анатомия безразличия: какой ужас творится в больнице в селе Шелек

Вопросы вызывает и то, как медики будут определять, кто достоин их помощи, а кто нет – за аморальный образ жизни. Шарить по карманам в поисках сигарет? Или по запаху определять срок запоя?

В некоторых странах развитого капитализма даже кредит в банке выдают согласно данным о тратах по платежным картам: если слишком много денег уходит на бары и покупку вредных товаров в супермаркетах – человек считается не очень благонадежным.

Но у нас ведь пока еще безналичная оплата не особо распространена, да и кто простому врачу в поликлинике выдаст такую детализацию?

– Проект кодекса на широкое обсуждение еще не выносился, но надеюсь, что у минздрава есть какие-то механизмы… Я же считаю, что надо начать с основных болевых точек.

Казахстан среди стран Центральной Азии по количеству употребляемого алкоголя занимает первое место, причем среди молодежи от 15 лет. При этом 65 процентов алкоголя, потребляемого у нас в стране, – крепкие напитки.

Потом это выливается и в болезни, и в травмы, полученные в состоянии алкогольного опьянения. Может быть, имеет смысл тех людей, которые получили такие травмы, бесплатно лечить только в реанимации? То есть врачи стабилизируют его состояние, а потом уже пусть он сам оплачивает и медикаменты, и процедуры, – выступает со своим предложением Бахыт Туменова.

Степень опьянения в конкретный момент несложно доказать с помощью анализов, то есть, по мнению главы “Амансаулык”, процедура будет достаточно прозрачной.

Впрочем, кроме наказания для тех, кто не заботится о своем здоровье, в минздраве обещают и поощрение для поборников ЗОЖ.

Какое именно – непонятно. То ли гематоген спортсменам выдавать будут, то ли апельсин сторонникам правильного питания, то ли прием без очереди всем отличившимся – на прошедшем брифинге Алексей Цой ничего рассказывать не стал. Что стало с парнем после приема спайсов

И опять же, как выявлять таких пациентов будут? По подтянутой фигуре или по фотографиям из спортзала в соцсетях?

– Когда появляются такого рода инициативы с непонятными критериями, но с заложенным бюджетом, это всегда поле для коррупции. Что стоит медику закрыть глаза на то или иное нарушение или, наоборот, увидеть достижение, которого нет? – задается вопросом Аида Джексен.

В общем, насколько наше общество и наша медицина готовы к солидарной ответственности – вопрос открытый. Как пообещали в минздраве, в ближайшие месяцы их творение будет широко обсуждаться и, возможно, редактироваться в соответствии с пожеланиями гражданского общества.

АСТАНА