Километры из неволи до свободы
В другой истории человек трое суток шел из Туркестанской области в Шымкент, спасаясь от рабства, в котором провел несколько месяцев. Предыдущие попытки выбраться из неволи оборачивались неудачей: хозяева возвращали и жестоко избивали беглеца. На этот раз мужчина, наученный горьким опытом, едва завидев машины, в том числе полицейские, прятался в арыках. Так ему удалось дойти до Шымкента, где ему помогли в “Сана сезiм”: посодействовали с восстановлением документов и возвращением на родину, в Узбекистан.
– В Казахстан молодого человека позвали друзья в начале прошлого года, пообещали хороший заработок в аграрном секторе либо строительстве. Из Узбекистана он приехал в Шымкент, где его встретили приятели. Дождавшись наступления ночи, поехали в какой-то район в кромешной тьме – мужчина не запомнил местность, по которой его везли.
По приезде их встретили какие-то люди, один из которых представился прорабом и попросил документы, якобы для регистрации нового работника. Мужчина отдал паспорт, и тут же ему сообщили, что он будет смотреть за многочисленным скотом…
Кормили плохо, а работы было много. Когда, обессиленный, он отказывался пахать, нещадно били.
– Дважды мужчина пытался сбежать, но работодатели на машине догоняли пешего беглеца в степи и возвращали. На месте его снова избивали за неповиновение. В третий раз ему удалось сбежать из неволи в разгар карантина в Казахстане, – рассказывает директор ОО “Правовой центр женских инициатив “Сана сезiм” Шахноза ХАСАНОВА.
В период пандемии в республике правозащитники ожидали снижения статистики по торговле людьми.
– Многие объекты приостановили деятельность, те же сауны, притоны. Но к нам, напротив, стали чаще обращаться именно в это время – границы закрыли, и мигранты не успели покинуть Казахстан. Люди соглашались на любую работу, чем воспользовались недобросовестные работодатели, – говорит Шахноза.
“Хочу скорее забыть этот кошмар”
“Сана сезiм” работает с 2001 года по трем направлениям: противодействие торговле людьми, трудовая миграция и доступ к правосудию (включая вопросы бытового насилия и документирование лиц без гражданства).
Пару лет назад организация помогла другой жертве трудовой эксплуатации, гражданину Кыргызстана.
– В рабстве мужчина находился 12 лет. Приехав на заработки в Сайрамский район ЮКО, он даже не подозревал, что станет чернорабочим: в семье хозяев вел хозяйство, ухаживал за скотом, ремонтировал жилище, сам жил зимой в бане, летом – прямо во дворе. Как и в первой истории, документы у него отобрали, паспорт СССР, – рассказывает Хасанова.
Мужчина поделился с соседкой, которая проживала рядом и подрабатывала в этом же доме, что у него была семья, назвал имена и фамилии своих детей. Неравнодушная женщина в социальных сетях нашла их контакты, дети к тому времени проживали в России и уже более 10 лет считали отца без вести пропавшим.
– Родные обратились к нашим коллегам из российской правозащитной организации “Альтернатива”, которые и вышли на нас. Полиции мы не сообщили точные данные нахождения мужчины. До этого были случаи, когда огласка информации о жертвах торговли людьми оборачивалась для них еще большим злом: эксплуататорам удавалось перепрятывать своих невольников до приезда стражей порядка, – говорит Шахноза.
Потерпевший из этой истории просил не писать заявление в органы со словами: “Хочу скорее забыть этот кошмар и вернуться домой”. Что и произошло спустя 7 месяцев ожидания, пока оформлялись документы.
– Журналисты сняли сюжет об этом человеке, но даже закрытое лицо во время интервью, изменение имени и голоса не помогли: работодатель после выхода материала на ТВ нашел своего работника, заявился прямо в наш офис! Представляете, какой ужас пережил мужчина, сбежавший от мучителя?! Последний пытался договориться с нами, чтобы мы отозвали заявление из полиции. Когда эксплуататоры понимают, что это невозможно, начинают нам угрожать, – делится Шахноза Хасанова.
И стокгольмский синдром
– Доводить до суда дела о торговле людьми крайне сложно не только из-за нежелания жертв обращаться в правоохранительные органы, – продолжает наша собеседница. – Не всегда потерпевшие идентифицируют себя таковыми.
Часто предпочитают умолчать о случившемся из-за страха позора и огласки перед родными, которые могут узнать, что на чужбине они трудились в рабстве, оказывали секс-услуги по принуждению.
Пострадавшие также запуганы угрозами работодателя о том, что их ждет тюрьма или огромный штраф за то, что они нелегально находились на территории Казахстана, а также долговыми обязательствами перед хозяином.
Еще один момент – срабатывает стокгольмский синдром. Жертвы влюбляются в хозяев, оправдывают их жестокость и беззаконие словами: “Ну ведь я же жил у него, ведь он кормил меня, хоть и просроченными продуктами”, – рассказывает Шахноза. С небес на землю: как этнический казах из Монголии попал в рабство на исторической Родине
Когда дело попадает в суд, жертва торговли людьми чаще признается виновной в неправомерном нахождении на территории РК и подлежит выдворению, а также наказывается штрафом.
Ночь с девственницей
Еще одна история: две юные подруги, одна из которых была беременной, приехали из Сарыагашского района ЮКО в Шымкент. Познакомились с парнями, и перед походом в кафе один из них предложил подняться к нему домой.
– В квартире одна из девушек продает свою беременную подругу для оказания секс-услуг. Три месяца беременная девушка оказывала услуги, не помогали ни мольбы, ни слова о своем положении. Сутенер пугал обрезом, припрятанным в газовой духовке. Один из клиентов сжалился над девушкой и помог сбежать.
Это дело мы довели до суда, “работодатель” получил 5 лет лишения свободы по статье 128 Уголовного кодекса РК (Торговля людьми), также выплатил 500 тысяч тенге морального ущерба (мы запрашивали 2 миллиона). “Подругу” жертвы не нашли, – вспоминает детали истории Хасанова.
В другой истории рабынями стали девочки из Узбекистана. Обманным путем, пообещав работу официантками, их привезли в один из районов ЮКО.
– Днем девушки действительно обслуживали клиентов в кафе на первом этаже, а по вечерам и ночам начиналась “вторая смена” – к ним приводили клиентов для оказания интимных услуг. Невольницам изменили имидж: подстригли и перекрасили волосы; когда работницы валились с ног от усталости, их заставляли принимать какие-то таблетки, раздевали догола, чтобы не смогли сбежать, – рассказывает директор “Сана сезiм”.
Рабовладельцами оказалась семейная пара, в первую же ночь жена разрешила мужу провести ее с одной из девушек, несовершеннолетней девственницей. В издевательствах участвовал и 6-летний сын пары, а родители могли заниматься сексом прямо у него на глазах!
– Одна из девушек забеременела, не знала – от кого. После 7 месяцев рабства им помог сбежать клиент, который по их просьбе сообщил в полицию. Мы вернули пострадавших в Узбекистан, а их хозяев наши судьи наказали… штрафом, – рассказала финал истории Шахноза Хасанова.
Три сестры. Не по Чехову
Среди кейсов ОО “Сана сезiм” и громкое дело “гольяновских рабов” о 14 мигрантах, гражданах южных областей нашей страны, Кыргызстана и Узбекистана.
– К нам обратились 2 сестры-сироты, одной из которых удалось сбежать из рабства. Девушкам, жившим после смерти родителей в бараке в Шымкенте, пообещали в Москве работу, на которой они за год смогут накопить на квартиру, машину. Специальный человек посадил их на поезд, другой встретил в столице РФ и отобрал сумки с документами…
Сама история “гольяновских рабов” начинается в 2009 году, когда в Москву, в район Гольяново, отправлялась очередная партия наших соотечественников и граждан соседних стран. Всех их пригласили для работы в сеть продуктовых магазинов 3 сестры, бывшие гражданки Казахстана, к тому времени получившие российское гражданство и открывшие торговый бизнес.
К мигрантам применялись все виды эксплуатации: трудовой, сексуальной, когда работников заставляли днем работать в нечеловеческих условиях, например, за час на морозе рассортировать 10 ящиков вишни на чистую и червивую.
Если не укладывались в этот лимит, их били, причем такие же работники, чтобы исключить дружбу между ними! Все работники боялись друг друга, за недонесение друг на друга их наказывали.
А вечерами потерпевших заставляли употреблять спиртное, после – вступать в половую связь. За всем этим наблюдали сами хозяева магазина – развлекались. Они же решали, кому с кем нужно вступать в связь. Рождались дети, которых забирали хозяйки, чтобы манипулировать работниками, некоторых малышей работодатели оформляли на себя. Есть информация, что один ребенок стал донором спинномозговой жидкости! – рассказывает детали жуткого дела Хасанова.
Только цифры
В 2020 году в “Сана сезiм” обратились 138 жертв торговли людьми: 88 – граждане Узбекистана, 31 – Казахстана, 7 – России, 3 – Кыргызстана, 2 – Таджикистана, 1 – Азербайджана, 1 – Польши, 1 – ЛБГ (лицо без гражданства). У 4 заявителей гражданство не определено.
Когда в Москву приезжали родные мигрантов, их встречали богатым дастарханом, показывали квартиры, в которых якобы жили пострадавшие. А на прощание давали довольным гостям по 100 долларов. Для пущей убедительности 3 сестры даже брали своих жертв в зарубежные поездки на море, чтобы те присматривали за их детьми и делали совместные счастливые фото.
– Одна женщина провела в таком рабстве 10 лет, родила ребенка, который 7 лет прожил в подвале, не мог нормально ходить, имел кучу заболеваний. Несколько раз магазины этих рабовладелиц штурмом брали правозащитники, иначе вызволить людей не получалось!
Попытки бегства узникам не удавались, их ловили участковые, которые, по рассказам жертв, отоваривались в этих же магазинах!
В Москву выезжали наши правоохранители, но их российские коллеги закрывали дела… за отсутствием состава преступления. А одна из сестер ранее уже отбывала срок за издевательства над работниками, но ее амнистировали. Наши российские партнеры обратились в Европейский суд, – рассказывает Шахноза Хасанова.
Магазины трех сестер тем временем продолжают работать…
Кодовое слово
Как же не попасть в сети рабства? Главный совет – всегда работать по официальному двухстороннему договору.
– Изучите трудовое и иное законодательство той страны, в которую собираетесь. Например, в казахстанское миграционное законодательство в декабре 2020 года внесли изменения. Миграционные карточки отменили, а регистрировать прибывших должна принимающая сторона, с уведомлением миграционной службы в срок до 5 дней, – отмечает директор “Сана сезiм”.
– Если выезжаете на работу за рубеж, оформляйте рабочую визу, а не студенческую, туристическую, гостевую.
Обязательно сделайте копию паспорта и никому ни при каких обстоятельствах не передавайте документы!
И договоритесь с родными о кодовом слове, чтобы во время звонка они могли понять, что вы попали в беду. “Гольяновским рабам” во время звонков родственникам угрожали ножом или пистолетом.
НУР-СУЛТАН