Они и бьются не на жизнь, а на смерть, зарабатывая своим владельцам машины и крупные суммы. Потом, чтобы не тратить деньги на дорогостоящее лечение, собак просто выбрасывают, как ненужный мусор. Спасают их волонтеры. В Актау через руки зоозащитников за несколько лет прошло около 200 покалеченных и умирающих после боев собак.
За несколько лет работы через руки Анны КАРПОВОЙ, волонтера в центре временной передержки животных г. Актау, прошли две сотни собак, которых использовали в боях. Самую первую поступившую в ЦВП собаку Анна помнит до сих пор. Это был питбуль.
– Пса долгое время держали в замкнутом пространстве, психика его была нарушена, собака стала очень агрессивной. Его купили на забаву детям, но он участвовал в боях.
На последний бой дети выставили собаку без ведома родителей. А когда увидели, что она вся в крови, поняли, что лечение обойдется слишком дорого, и ее просто выкинули.
Подобрал ее мужчина, привез к нам. Я очень долго искала собаке надежные добрые руки, потому что тяжело найти хозяев для пса с покалеченной судьбой. В итоге хозяин нашелся – его взял мужчина, который тоже много горя в жизни хлебнул. Теперь они с собакой живут душа в душу, − рассказывает Анна.
Потом было много алабаев. Из почти 200 животных выжили всего около 50. И дело здесь даже не в страшных ранах и инфекциях.
– Два года назад к нам попал алабай, назвали мы его Айс, у него была открытая черепно-мозговая травма. После того как он проиграл, его решили добить лопатой. Картина была ужасная – собака была истощена, вся в ранах, кроме того, всё его тело было исколото. Тем, кто выставляет собак на бои, зачастую жалко денег на нормальную еду, их кормят помоями, а вот на препараты они не скупятся. Собакам делают инъекции, которые способствуют набору мышечной массы, и колят психотропные препараты. Главное, чтобы собака выдержала и выиграла бой, но какой ценой… Айс несколько раз пережил реанимацию, у него останавливалось дыхание, многие органы отказывали из-за постоянного приема стероидов и анаболиков. Сейчас у Айса новый хозяин, про свое страшное прошлое он уже и не вспоминает, − добавляет Анна Карпова.
“Эксплуатируют” собак до последнего, говорят зоозащитники, выжимают из них все соки, так как это способ заработать и поднять свой статус как владельца отличной бойцовой собаки.
Как только она перестает устраивать, сдают в утиль. А попросту вывозят в степь, обрекая на голодную смерть. Если собака еще в форме, то ее продают в закрытых группах в социальных сетях. На бои выставляют в основном кобелей, сук же используют для размножения, причем постоянного и бесконтрольного. Собачья жизнь: почему историю с изнасилованием собак в Нур-Султане могут "спустить на тормозах"
− У нас была питбуль Ника, доставили ее в крайне истощенном состоянии, она рожала без передыху. Это был ходячий скелет. Но мы ее выходили и нашли ей семью. Точно такая же была Гретта, после многочисленных родов она еле двигалась. Когда она не смогла больше рожать, ее выбросили, − отмечает волонтер из Актау.
Зоозащитники говорят: как только у них появляется раненый, разорванный полуживой пес, значит, где-то в регионе прошли собачьи бои. Проводятся они, по словам волонтеров, регулярно. Причем в социальных сетях их преподносят как чемпионаты по национальному виду спорта “Ит жарыс” и утверждают, что проводятся они с целью возрождения национальной породы собак и являются обычной кинологической процедурой или тестовыми испытаниями на рабочие качества. Довольно часто проводятся совместные чемпионаты между соседними областями. К примеру, Атырау и Актау постоянно соперничают за “первенство”. Незадолго до карантина в этих двух городах зоозащитники начали активно противостоять организаторам собачьих боев. В Атырау волонтерам и вовсе угрожали. В обоих городах удалось отменить бои официально, с помощью привлечения общественности и полиции. Но они всё же состоялись – поменялось время проведения.
Конечно, сотрудники полиции проводили разъяснительную работу с организаторами, но когда на кону огромные деньги…
− Машины разыгрывают, минимальный выигрыш составляет несколько сотен тысяч тенге. Мы говорили полицейским, что это никакие не тестовые испытания, а самые настоящие бои, собаки полумертвые, фото и видео показывали, на них дети в обнимку с окровавленными собаками и подписи: “Молодец! Победитель!”. Полиция запрещает, а они всё равно их проводят. Последний раз организаторы боев даже войну нам объявили, потому что после шумихи, которая поднялась вокруг проведения боев, некоторые владельцы животных отказались в них участвовать, − говорит Венера МАНАСОВА, руководитель ОФ “Доброе сердце” г. Атырау.
− Взнос только за участие в боях составляет тысячу долларов. Поединки проходят на аренах, с массой зрителей, это азарт, ставки. Я считаю, что за такое должно следовать уголовное наказание, потому что азартные игры в стране запрещены. Но страшнее всего, что на эти бои приходят женщины и дети. Кто потом вырастет из этих детей, когда они с малых лет впитывают в себя эту жестокость, − отмечает зоозащитник Ольга БАХТЕЕВА.
Поводом для недавнего обращения в полицию стало видео, на котором две собаки разрывают щенка, а затем этого же щенка, но уже без шкуры выбрасывают им на съедение.
Аккаунт (он сейчас удален) принадлежал несовершеннолетнему, он занимался стравливанием псов, а также регулярно вербовал владельцев собак для участия их питомцев в боях.
У волонтеров есть и аудиозаписи всех переговоров. В полиции Жанаозена, где проходила съемка, запросили все записи, обещали разобраться и даже начали досудебное расследование. Полицейские до сих пор ищут автора видеоролика.
Самое страшное, по словам зоозащитников, что в проведение собачьих боев всё чаще вовлекаются дети. Недавно волонтеры в Актау с помощью школьного инспектора изъяли собаку у несовершеннолетнего. Последний готовил ее к боям, а так как дома ее держать запрещали родители, школьник прятал собаку. Он привязывал ее на ночь к галерее возле квартиры.
АКТАУ