Из тени в свет перелетая

Ждали его со смешанными чувствами - да по-иному и быть не могло.
Попытка государства одним махом разрубить "гордиев узел" нелегальной недвижимости, вывести "из тени" без преувеличения - многомиллиардные капиталы, чье происхождение по большей части темно и сомнительно, не могла не вызвать обостренного внимания населения и самые разноречивые оценки…
Кое-кто из экономистов и политологов оценивает эту акцию, как жест отчаяния со стороны государства, не сумевшего за все годы справиться с теневым бизнесом и предложившего ему "мировую".
И, надо сказать, эта точка зрения имеет под собой немалые веские основания. Если легализовать "теневое" имущество с помощью обычных юридических процедур, репрессивный элемент которых сегодня достаточно весом, то процесс этот может затянуться лет на двести.
Ведь только неизвестно кому принадлежащих объектов недвижимости сегодня в Казахстане, по официальным данным 2005 года насчитывается около полутора миллионов (!).
Все налоговые полицейские страны, если бы они взялись только за эти "бесхозные" объекты и за десятилетия с ними не справились бы. Тем более, что обычные судебные и другие юридические процедуры позволяют сегодня владельцам не только успешно отражать любые поползновения со стороны официальных государственных органов, но и вообще блокировать любые попытки действий в этом направлении.
С другой стороны, такой жест "доброй воли" со стороны государства предельно прагматичен и имеет свои несомненные экономические и социальные преимущества. Освобождение от административного и уголовного преследования имущества, которое было выведено из официального экономического оборота, должно заметно повысить капитализацию всей экономики, увеличить налогооблагаемую базу, упорядочить земельные и имущественные отношения внутри бизнес - среды.
Для предпринимателей - также большие плюсы: легализация позволит им теперь, наконец, спать спокойно (с уплатой всех налогов, разумеется).
Они получают индульгенцию от прошлых "грехов" по части приватизации, а их, очевидно, было немало. Хоть Закон и декларирует невозможность легализации имущества, нажитого преступным путем, многие, очень многие из сегодняшних владельцев особняков, офисов, торговых центров, промышленных баз и прочего добра нажили его далеко не праведным путем…Если покопаться в истории многих состояний, то мошенничество, подделка документов, злоупотребление доверием и прочие "прелести" периода первоначального накопления капитала середины 90-х годов явственно проявятся.
Но кому нужна эта тягомотина? Государство предлагает начать отношения с бизнесом и гражданами "с чистого листа". И граждане такое решение не могут не поддержать, ради собственной выгоды.
Теперь их легализованное имущество может без проблем отдаваться в залог под кредиты банков, отчуждаться, делиться и т.д.
В комиссии при акиматах с каждым днем поступает все больше заявлений от граждан, желающих узаконить свое недвижимое имущество - дом, гараж, земельный участок. Громада "теневого" капитала, десятилетиями скрывавшаяся от легальной экономики и государства, постепенно, осторожно выходит на "свет".
Итак, сегодня в Казахстане насчитывается более 1,4 миллиона объектов недвижимости, которые не зарегистрированы ни в каких государственных органах или на которые реальные владельцы не имеют необходимых документов.
Таковы данные середины 2005 года, но, судя по всему, их число не уменьшилось. Предположим, что средняя рыночная цена такого объекта сегодня составляет тысячу долларов. Даже по этим, очень и очень скромным оценкам, их одновременная легализация может сразу увеличить объем ВВП на 1 миллиард долларов.
Конечно, окончательные оценки стоимости всего легализуемого комплекса имуществ может дать только рынок, но уже сейчас ясно, что выгода для государства в виде серьезного увеличения массы капитала в реальной экономике - несомненна.
Учитывая, что стоимость недвижимости сегодня стремительно растет, а в процесс легализации включены также акции, другие ценные бумаги и деньги, экономический эффект может быть очень высок.
Легализация капиталов и имущества это не наше, отечественное "ноу-хау". Налоговые амнистии широко применяются в разных странах, многие из которых являются "маяками" развитой капиталистической экономики.
Так, например, в США подобные амнистии проводятся регулярно, причем даже не только на федеральном уровне, но и на уровне штатов. За послевоенные годы их было уже около ста. Два года назад в Италии прошла легализация скрываемого имущества, когда за два месяца в легальный оборот включились капиталы на сумму более 25 миллиардов евро.
Амнистии капиталов и имущества проводятся и в других странах - Франции, Испании.
Страны бывшего социалистического лагеря - Польша, Чехия также проводили имущественную амнистию.
Подобные же акции регулярно проводятся правительствами Германии, когда в определенное время налогоплательщик может легализовать свое скрываемое имущество - без наказания, предусмотренного законом.
Выгоды легализации для владельца - налицо. Отпадают тысячи ограничений, которые неизбежно сопутствуют нелегальному бизнесу.
Укрепляется доверие деловых партнеров, а значит - и весь бизнес. И, что самое главное - владелец приобретает все права на свое имущество, происхождение и законность которого, в ином случае, могут всегда подвергаться сомнению со стороны как конкурентов, так и государства.
И избавляется от уголовного преследования, что пугает всех "нелегалов". Закон особо подчеркивает, в своей 5-й статье, что государственным органам запрещается проводить процессуальные действия, в том числе и уголовное преследование или применение мер административного взыскания, на основании информации, полученной в процессе легализации имущества.
Как же сегодня реально проходит легализация имущества и капиталов, какие стадии должен пройти его владелец?
Для этого ему нужно собрать пакет документов, а именно: заявление на проведение легализации; документы, удостоверяющие личность; квитанцию об уплате налога за регистрацию имущества (некоторые категории граждан от такого налога освобождены).
Для юридических лиц необходимо также представить нотариально заверенные копии устава, свидетельство о регистрации юридического лица, свидетельство налогоплательщика и документы, подтверждающие полномочия его представителя.
Порядок легализации зависит и от вида имущества. Если заявитель хочет "отмыть" наличные деньги, то он должен обратиться с заявлением в налоговые органы по месту своей регистрации. До этого он должен открыть счет в любом банке и представить в налоговый орган выписку со счета, с соответствующей суммой.
Если счет открыт в иностранном банке, то документы из него должны быть предоставлены в переводе на казахский или русский языки, а также заверены нотариально.
Заявление на легализацию недвижимости подается в комиссии, созданные при акиматах на местах.
Причем стоимость легализуемого имущества заявитель может определять самостоятельно, с привлечением тех экспертов и оценщиков, которых он пожелает.
На момент подачи заявления государственной проверки стоимости имущества не будет - да это и невозможно просто по причине огромных масштабов легализуемого имущества. Однако в дальнейшем, когда недвижимость включится в легальный оборот, финансовый мониторинг вполне возможен. Так что к этому владелец должен быть готов.
Комиссии должны оперативно рассмотреть заявление и вынести положительное решение, передав затем его в регистрирующие государственные органы.
Таким образом, техпаспорт на дом или строение, акт приемки объекта в эксплуатацию, акт на право частной собственности на землю - все эти документы гражданин или юридическое лицо получают бесплатно. Отпадает необходимость долго и мучительно стоять в очередях в БТИ или в различных кабинетах акиматов. По существу, процедура легализации носит для граждан уведомительный характер. Другое дело, что наряду с правами на свое "открытое" имущество он получает еще и немалые обязанности. Например, платить налоги.
Закон делает, по сути, только одно исключение при легализации имущества - не подлежит оформлению имущество, "полученное в результате совершения преступлений против личности, мира и безопасности государства, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, коррупционных или иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления".
Но, как мы уже говорили, подобная норма, судя по самой технологии легализации, была введена в закон с чисто декларативными целями или для острастки совсем уж беззастенчивых воров и мошенников.
Массового применения она, конечно, не получит. Государство оставило для себя "запасной выход" для различных, могущих случиться форс-мажорных обстоятельств.
Другое ограничение касается земли: не могут быть легализованы земельные участки, находящиеся в госсобственности, земли вблизи железнодорожных путей и высоковольтных линий, используемые для нужд обороны, земли заповедников и особо охраняемых территорий, лесного и водного фондов и др.
Это принципиальное положение, поскольку иначе бы закон способствовал безоглядному расхищению самых лакомых кусков казахстанской территории.
Акция продлится до конца 2006 года, но уже сейчас ясно, что механизм легализации работает "со скрипом". Количество поданных заявлений исчисляется сегодня сотнями, а их, по идее, должны быть сотни тысяч.
Но даже сегодня местные органы на местах уже не успевают оформлять новые акты регистрации имущества - штаты малы, объем работы велик. Многочисленные очереди в акиматах сегодня - обычное явление. А это создает почву для коррупции, дискредитируя важнейшую для общества экономическую акцию.
Интересно, что число заявлений в налоговые органы о легализации денежных средств сегодня вообще можно пересчитать по пальцам… Легализовать свою недвижимость - это ладно, но деньги они пока, судя по всему, предпочитают придержать.
Люди не спешат, присматриваются, оценивают действия государства. Доверие к нему у граждан пока явно не стопроцентное, многие опасаются негативных последствий.
И поэтому для успеха легализации государство должно всемерно укреплять это доверие, которое, в сущности, и является главным звеном вновь создаваемых отношений между ним и гражданами.
Не будет его - имущество и капиталы опять уйдут в "тень", и тогда уже - надолго, какими бы посулами потом их из нее не выманивали…