Саниям КАРИМОВА буквально кричала в трубку: “Вы не представляете, сколько она человек кинула! В одной только моей семье – пять человек! У нее несколько судимостей. И сейчас она опять уходит от ответственности!”.
На следующий день Каримова появилась в редакции с кипой документов и расписок:
– Я познакомилась с Назифой АРДАБЕКОВОЙ в 2006 году: объявление о продаже земельных участков увидела на барахолке. Приехала в офис компании “Жер-Ана” на углу улиц Маметовой и Абылай хана. Меня и моих родных подкупил солидный вид офиса: всюду висели карты города, на самом видном месте лежал тисненный золотом Коран, сотрудницы ходили в белых платках... Нам показали несколько участков в разных местах. Мы остановились на Калкамане. Через несколько дней внесли залог в 36 тысяч долларов, за шесть участков, остальные 84 тысячи долларов внесли частями позже. На все эти суммы Назифа Ардабекова давала нам расписки и предварительный договор купли-продажи, заверенный печатью фирмы. Однако время шло, а землю мы так и не получили...
Заминку с оформлением участков Назифа Ардабекова объясняла, по словам потерпевших, тем, что либо цены за это время подскочили, либо в акиматах не торопились разрешать изменить целевое назначение земли с сельхозназначения на ИЖС. Надо сказать, что именно на этом якобы специализировалось агентство “Жер-Ана”, оформленное на дочь Ардабековой.
Позже директор “Жер-Ана” предложила семье Саниям Каримовой приобрести другие земельные участки, уже в микрорайоне “Шугла” и поселке Акжар Карасайского района. И опять люди принесли деньги, уже в размере 109 тысяч долларов за несколько участков. Схема повторилась. Уже на суде выяснилось: Назифа Ардабекова выкупала участки под сельхознужды в Алматинской области и параллельно, обещая изменить назначение земель “для индивидуального жилищного строительства”, продавала их по частям десяткам людей. Случалось, что сразу нескольким людям одновременно. На фоне земельного бума цены у нее были ниже рыночных.
– Когда прошло три года с момента получения нами расписок, мы испугались, что они потеряют силу, и обратились в финполицию, а там уже лежало более десятка заявлений. Началось расследование...
По словам Саниям Каримовой, которая практически провела собственное расследование наряду с сотрудниками финпола, Назифа Ардабекова занимается обманом людей уже не первый год.
– Она бывший судья из Толебийского района Жамбылской области, ее в 2001 году осудили на 5,5 года. Но отсрочили приговор до 8 декабря 2004 года. Однако уже в 2007 году вновь был суд, уже в Алматы, ее обвинили в мошенничестве, дали вместе с неотбытым сроком шесть лет, – и вновь отсрочили приговор уже до 8 декабря 2010 года! Обо всем этом я узнала на суде, который состоялся в 2009 году уже по нашему делу, где в потерпевших фигурировали 12 человек. Ардабекова “нагрела” нас всех на сумму около 500 тысяч долларов. А так как кроме нас было несколько таких групп, число обманутых может исчисляться десятками человек... Однако и на суде она не переставала утверждать: не подавайте на апелляцию, я вам все верну... Мы опять поверили...
– Она даже отдавала мне документы на породистых скаковых лошадей, каждая стоимостью по 200 тысяч долларов, приносила документы на джип “Лэнд Крузер”, но лошадей она потом благополучно продала, а джип однажды попросила съездить на похороны и... не вернула...
По словам Саниям Каримовой, Ардабекова странным образом вновь получила отсрочку приговора, уже до мая 2011 года, хотя ее дочери, из-за несовершеннолетия которой давалась отсрочка, еще в феврале 2010-го исполнилось 14 лет.
– За это время она успела собрать документы, по которым выходило, что она примерный гражданин, воспитывает несовершеннолетнего ребенка, даже легла в психушку... В итоге Ауэзовский районный суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции района и руководствуясь Указом Президента от 24 августа 2009 года № 858 “О Концепции правовой политики РК на период 2010–2020 годов”, освободил ее от наказания, заменив на более мягкое – вместо отбывания наказания в тюрьме дав лишь ограничение свободы на тот же срок – семь лет и один месяц.
Мне непонятно, почему суд применяет указ о гуманизации в отношении человека, который неоднократно нарушал закон? Ведь ей ничто не помешает вновь начать “надувать” граждан?
В нашей редакции этот факт также вызвал неоднозначное отношение: с одной стороны, конечно, нашим гражданам надо быть более осторожными со своими деньгами. С другой – удивляет позиция судов, прокуратуры, которые вместо того, чтобы защищать законные интересы граждан, занимаются “отбеливанием” пусть даже и бывших своих коллег, к месту и не к месту применяя столь социально важные указы главы государства.
Ведь не секрет, что сейчас в мошенниках зачастую “ходят” вполне благопристойные с виду казахстанцы, среди которых встречаются и бывшие прокуроры, судьи, работники полиции, финпола...
Вопрос председателю Верховного суда Бектасу БЕКНАЗАРОВУ и генеральному прокурору Асхату ДАУЛБАЕВУ:
По каким критериям в судебной и надзорной практике применяется принцип гуманизации к закоренелым преступникам, давно перешагнувшим порог “социальной чувствительности” и ответственности за содеянное?