Раз в три недели Айгуль Серикбаева, жительница села Кызылтобе Мунайлинского района, приходит на наливочную станцию в 5 утра, чтобы занять очередь за водой. К 6 утра здесь выстраивается очередь минимум из 200 человек. У Айгуль – трое детей, небольшое хозяйство и огород, водовоза на 4 куба ей хватает ровно на 20 дней – при условии жесткой экономии.
− Каждое лето одно и то же. Народ занимает очередь с раннего утра, уйти мы не можем, потому что нашу очередь сразу займут. Вот и сидят здесь до вечера женщины с детьми, старики. А жара стоит страшная! Что нам остается делать? Не посидишь – воды не будет, − рассказывает Айгуль.
Рядом с женщиной сидит ее сосед по улице – Нурбол Каринтаев. Помимо шестерых детей в доме живут еще и престарелые родители. Одного водовоза на такую большую семью хватает максимум на неделю.
− Один водовоз стоит 2 200 тенге, но для этого нужно целый день потерять, чтобы отстоять очередь. Можно взять воду и без очереди – у частников. Но тогда эти же четыре куба обойдутся в 5–6 тысяч тенге. У нас нет выбора – приходится заказывать в несколько раз дороже, жить то нам как-то надо, − говорит житель села Кызылтобе.
В сельский округ Кызылтобе в Мунайлинском районе входят 4 поселка. И во всех – только привозная вода.
В остальных селах района централизованное водоснабжение, хоть и частично, но есть. Воду этот район, как и несколько других, берет у опреснительного завода “Каспий”. Каждую ночь вода с завода заполняет резервуары, которые есть в каждом селе, а уже оттуда ее развозят на водовозах.
− Водопровод нам обещают достроить уже в следующем году, на его строительство было выделено почти 2 миллиарда тенге. Тогда, думаю, станет полегче. Наш резервуар на весь сельский округ рассчитан на 2 тысячи кубометров воды, но он наполняется каждый день по-разному – то 1 200 кубометров, а то и вовсе 600,− говорит Серик БОРАНБАЕВ, аким села Кызылтобе.
В сутки опреснительный завод дает 17–18 тысяч кубометров воды – это его предельная мощность. Но производительность установок снижается при повышении температуры морской воды. Оптимальная температура для опреснения – до 20 градусов. Сейчас же вода в море даже в черте города (где она всегда холоднее) поднимается до 26 градусов.
− У каждого района есть лимит. К примеру, на Мунайлинский район с населением 170 тысяч человек он составляет 12–13 тысяч кубометров воды в сутки. Больше завод ему дать не сможет, так как есть еще населенные пункты, которые он обеспечивает водой. Всю полученную воду район должен сам распределять. Например, весь Бейнеуский район обеспечивается волжской водой по водопроводу – там ее тоже не хватает, но власти на местах составили график и регулируют ее подачу. То же самое и с другими районами − в какие-то аулы вода подается по четным числам, в другие – по нечетным. Но Мунайлинский район почему-то никак не может решить эту проблему, − отмечает Айдос ХАМИЕВ, руководитель областного управления энергетики и ЖКХ.
По подсчетам областных властей, все население района должно потреблять только на питьевые нужды максимум 10 тысяч кубометров воды в сутки.
Значит, по идее, воды должно хватать. Но проблема в том, что на этой же привозной воде “сидят” не только жители, но и автомойки, рестораны, производственные объекты. Кроме того, этой же водой поливают огороды и поят скот – другой альтернативы у жителей нет. Теперь к проблеме нехватки воды прибавилась еще и проблема с нехваткой водовозов. В штате ГКП “Магистау жылу” – предприятия, которое и занимается распределением воды среди жителей района, – всего 8 водовозов, есть и арендованные машины. Каждый день на линию выходят 12, иногда 16 водовозов. Но есть в районе водовозы, которые находятся в частных руках – принадлежат местным предпринимателям. И если раньше они могли набрать воду на станции по отпускной цене 1 100 тенге за 4 кубометра, а продать по 5–6 тысяч тенге, то теперь лавочку прикрыли.
− Люди стали жаловаться на то, что частники слишком задирают цены. Поэтому наше руководство и районные власти запретили отпускать воду частным водовозам. Но мы им предложили решение, чтобы они не теряли работу и заработок: мы готовы за каждый рейс платить им по 1 500 тенге в конце месяца, при условии, что они будут продавать воду за 2 200 тенге, но они отказались. Предприниматели привыкли получать прибыль каждый день, − отмечает Султанберген КАРТБАЕВ, заместитель директора ГКП “Мангистау жылу”.
Воды нет, но вы держитесь
После многочисленных жалоб жителей областные власти организовали брифинг, на котором призвали жителей отнестись к этому с пониманием.
Заместитель акима Мангистауской области Бакытжан КАЧАКОВ отметил, что к 2021 году планируется увеличить мощности опреснительного завода “Каспий” до 40 тысяч кубических метров в сутки. Кроме этого завода существует еще и ТОО “МАЭК-Казатомпром”, который обеспечивает питьевой водой жителей Актау, а также крупные промышленные объекты. На сегодня два этих предприятия вырабатывают в сутки около 150 тысяч кубических метров питьевой воды. Дефицит же составляет 37 тысяч кубометров.
− Это особенно касается Мунайлинского района, сел Акшукур и Сайына Шапагатова. В последнее время в социальных сетях поступило много жалоб на нехватку питьевой воды. Это особенно актуально в летние месяцы, так как потребление питьевой воды значительно увеличивается. Пожалуйста, отнеситесь с пониманием ко всей этой работе. После летнего сезона этот вопрос будет решен, − сказал Бакытжан Качаков.
Уже в следующем году на заводе “Каспий” обещают провести модернизацию и увеличить его мощность до 40 тысяч кубометров воды в сутки. Строится опреснительный завод мощностью 50 тысяч кубометров в сутки в курортной зоне “Кендерли”. Он обеспечит питьевой водой город Жанаозен. Примерно такой же объем сможет давать и будущий опреснительный завод в Курыке. Он будет построен на деньги инвесторов. Сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства.
Махнемся не глядя
С проблемой напора воды столкнулись и жители старых многоэтажек в Актау. Вода до верхних этажей не доходит. Большинство жителей начали вести ночной образ жизни – только в это время суток можно было запастись питьевой водой на день вперед.
Ирина Логвинова четыре года назад купила квартиру на 9-м этаже. Проблемы начались с наступлением лета. Теперь троих детей купают у родственников, там же стирают необходимые вещи, а у Ирины с мужем вот уже почти три недели утро совсем недоброе – вместе с документами на работу они берут зубные щетки и мыло – только в офисе можно умыться по-человечески.
− Вода у нас бывает только при условии, что весь стояк ею не пользуется, и то идет тоненькой струйкой. Это бывает в обеденное время, рано утром и ночью. Как только она появляется, мы набираем ее во все емкости, которые есть в доме. Это примерно 10 пятилитровых баклажек, два тазика и ведро. Этой воды хватает лишь на то, чтобы попить, сварить еду и смыть унитаз, − рассказывает Ирина Логвинова. "Каменные казахстанцы": к чему приводит употребление некачественной питьевой воды
Женщина винит в проблеме многочисленные бизнес-центры, спортивные клубы с бассейнами, которые были построены в этом микрорайоне.
− Им воды хватает, и их совсем не волнует, что кто-то сидит без нее. В новостройках таких проблем тоже нет – там везде стоят насосы. Когда в прошлом году мы вышли с предложением, что сами оплатим и установим насос на дом, коммунальщики нам сказали, что это не выход – если вы установите насос, в соседних домах упадет давление, − добавляет Ирина.
В социальных сетях Ирина запустила челлендж – она предложила чиновникам городского акимата и коммунальщикам хотя бы на неделю поменяться с ней квартирами. Пока желающих среди местных властей не нашлось.
Но коммунальщики все же предприняли меры для стабилизации давления питьевой воды в квартирах горожан. Причину снижения давления увидели в поливе деревьев в дневное время.
− Принято решение все поливочные работы перевести на ночное время согласно утвержденному графику – с 24.00 до 6 часов утра. Эти ограничения касаются поливочных работ, проводимых крупными объектами предпринимательства, КСК и компанией, занимающейся озеленением города, − сообщил главный инженер ГКП “Каспий жылу, су арнасы” Аскар ДУЗМАГАМБЕТОВ.
Однако жители, живущие на верхних этажах, жалуются на то, что теперь воду они не могут набрать даже ночью…
Мангистауская область