Из кармана гаишника – в кошелек автослесаря

Выражая обеспокоенность за “фактически всех”, Премьер в первую очередь подразумевал реализацию поправок в законодательные акты по вопросам проведения обязательного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним. И вот уже больше месяца в стране официально действует частный техосмотр автомашин. Но до конца 2011 года техосмотр можно проходить по старым правилам.

 Но ведь это только в сказках бывает так – что сказано, то и исполнено. У нас же все выходит иначе: обсудили, приняли, подписали, а там посмотрим, как сложится. А складывается пока так. Первое – техосмотр, несмотря на массовые обращения автовладельцев к властям о его отмене как потенциально коррупционной процедуры, все же сохранен. Второе – с началом года техосмотр полностью передадут в частные руки (читай – карманы): вместо органов дорожной полиции кормиться с него будут автосервисы и страховые компании. Изменены и сроки. Авто до 3 лет – раз в 3 года, от 3 лет до 7 подлежат техосмотру раз в 2 года, старше 7 лет – раз в год. Автобусы должны проходить технический осмотр каждые полгода.

Нетрудно предположить, насколько автосервисам станет выгодно признавать автомобили неисправными, чтобы, не отходя от подъемника, навязывать водителям свои недешевые услуги. В конце концов, кто устоит перед искушением немного схитрить и заработать легкие деньги на пустом месте? И чего только не разглядишь в железном коне: либо тормозные системы найдут неисправными, либо контактная группа, скажут, не совсем в порядке и т.д. и т.п.

Правительство, конечно, обещает обеспечить контроль за порядком и качеством проведения техосмотра в частных центрах. В частности, центрам, нарушившим порядок проведения технического осмотра, грозят штрафы от 30 до 75 тысяч тенге. Повторное нарушение в течение года влечет исключение из реестра центров технического осмотра на шесть месяцев. Однако любой подкованный юрист вам твердо скажет, что избежать попыток автосервиса склонить клиента к обслуживанию и ремонту, который не требовался, – практически невыполнимая задача. Поскольку неправомерность рекомендаций СТО даже в случае с ДТП можно доказать лишь в суде. А это дело долгое и утомительное, на всех терпения не хватит.

Совсем нелишне будет добавить, что вместо прежних 800 тенге цена на прохождение техосмотра в частных автосервисах уже сегодня колеблется от 2 до 5 тысяч тенге.

Нетрудно предположить, что стоимость своих услуг страховщики вслед за друзьями из автосервисов тоже поднимут в разы. При этом обиднее всего, что их прибыль застрахована: без талона о техосмотре не получишь полис ОСАГО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев), а без него у нас нельзя ездить даже по дворам.

В общем, вопросы напрашиваются сами собой. Неужели невозможно разработать и принять такой закон, чтобы не возникло этих вечных искушений для вымогательств, взяток и откатов? И если даже гаишник (при погонах) не боялся выдавать талоны неисправным автомобилям, то велик ли спрос с того же автослесаря (без погон)?

Астана

Автор: Лев Скрипин