Великобритания оказалась одной из немногих стран Евросоюза, которые после вступления в ЕС сравнительно бедных стран Восточной Европы в 2004 и 2007 году не стали ограничивать приток трудовых мигрантов из этих стран - самой заметной в этом смысле оказалась Польша.
Институт исследований в области государственной политики (Institute for Public Policy Research, IPPR) уже тогда прогнозировал, впрочем, что мигранты рассредоточатся по всем регионам Великобритании и не будут ехать только в перенаселенный Лондон и юго-восток страны.
И он же предсказывал, что когда социально-экономические условия в новых странах-членах ЕС улучшатся, многие из подавшихся на заработки на Британские острова возвратятся на родину. Так в основном и случилось.
В 2004 году, не считая небольших Мальты и Кипра, в Евросоюз вступили Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония; в 2007 за ними последовали Болгария и Румыния.
По данным IPPR, из стран, вступивших в 2004 году, в Британию приехали около миллиона человек, но около половины из них к настоящему времени уехали, в большинстве своем, вероятнее всего, на родину.
В докладе экспертов института, предоставленного в распоряжение Би-би-си, предсказывается, что остающиеся в Британии выходцы из Польши, стран Балтии и других восточноевропейских стран в ближайшие годы продолжат уезжать, а новых на их место станет прибывать все меньше.
"Четверо из 10 опрошенных нами вернувшихся польских мигрантов считают, что улучшившиеся перспективы трудоустройства в Польше будут стимулировать поляков, живущих в Великобритании, возвращаться в Польшу насовсем", - говорят в IPPR.
По их данным, в последнем квартале 2007 года в Великобритании жили 665 тысяч граждан всех 10 новых стран ЕС. В первом квартале 2004 года - последнем перед началом расширения Евросоюза - их было меньше, но ненамного - 548 тысяч.
Приток иммигрантов, который правительство ничем не могло остановить, в свое время вызвал политический скандал: оказалось, что когда правительство Тони Блэра решило не ограничивать иммиграцию из Восточной Европы, оно предполагало, что со вступлением в ЕС новых стран мигрантов станет всего на 5-13 тысяч больше.
В действительности, в первые полтора года после принятия в ЕС Польши и остальных новых стран за разрешениями на работу в Британии обратились 293 тысячи иммигрантов.
В 2006 году тогдашний заместитель министра внутренних дел Тони Макналти был вынужден признать в парламенте, что правительство "не имеет представления" о количестве прибывающих в страну из Восточной Европы.
Но, как подчеркивают специалисты IPPR, волна иммиграции начинает откат назад. Этому способствует целый ряд факторов.
Во-первых, в середине 1980-х годов рождаемость в Восточной Европе снизилась, и, соответственно, работников, вступающих в трудоспособный возраст, все меньше.
Во-вторых, курс фунта стерлингов к польскому злотому падает - с начала 2004 года фунт подешевел примерно на 25% по отношению к польской валюте.
Наконец, другие страны ЕС постепенно снимают ограничения на работу граждан восточноевропейских стран, что отвлекает часть гастарбайтеров от Британии.
Во второй половине 2007 года число зарегистрированных иностранных работников в Великобритании упало на 17% по сравнению со второй половиной 2006.
Выводы IPPR основаны на данных опросов наемных работников в Великобритании, на числе обращений на получение номера социального страхования, который получают все работающие жители страны и регистраций иностранных рабочих.
Кроме того, использовались данные опросов пассажиров, прибывающих в Британию, и интервью возвратившихся поляков.
После вступления Польши в ЕС воздушное сообщение между Польшей и Великобританией пережило необычайный расцвет. В декабре 2003 года самолеты летали из трех британских аэропортов в Варшаву и Краков. Между этими пунктами тогда пролетели 40 тысяч пассажиров. Четыре года спустя авиарейсы были уже из 18 британских аэропортов в 10 городов в Польше, а число пассажиров составило 385 тысяч.
Институт исследований в области государственной политики был основан в 1988 году. Его заявленными целями являются социальная справедливость, массовое участие в политической жизни и последовательность в политике правительства; достигать этих целей призваны исследования и аналитические материалы института.
Источник: Би-би-си