Иван ПАВЛОВ и Леонид БЕДА. Огненные дороги асов

У Ивана Павлова и Леонида Беды удивительно много общего. Оба – из семей переселенцев. Беда родился в 1920-м, Павлов – в 1922-м. Оба окончили Чкаловское авиационное училище в Оренбурге. И на фронт ушли почти одновременно. Оба летали на штурмовиках. То есть по фронтовым понятиям были смертниками – по кровью написанной статистике считалось, что средний летчик-штурмовик успевает совершить всего 8–10 боевых вылетов. Но оба выходца из Костанайской области прошли всю войну и вернулись живыми. Оба воевали на пределе человеческих возможностей и дважды заслужили Звезду Героя Советского Союза.

Мне не удалось найти данные о том, были ли Беда и Павлов знакомы. Могли, в принципе, пересекаться в летной школе или после войны. Хотя бились они на разных фронтах, жили в разных городах – могли и не свидеться. Но знали-то друг о друге точно – коллеги как-никак. И слава их расходилась как круги по воде.

Иван Павлов родился в июне 1922 года в селе Борис-Романовка Кустанайской области. По данным костанайского архивиста-историка Натальи Здоровец, в начале 30-х семья Павловых отправилась на строительство Магнитогорского металлургического комбината. В Магнитогорске Ваня окончил семь классов и занимался в местном аэроклубе. В 1940-м по путевке горкома комсомола направлен в Чкаловское авиационное училище, откуда и был призван на фронт.

В 1942-м началась фронтовая биография летчика Павлова в составе 6-го штурмового авиаполка Калининского фронта. Результатом военной работы истребителей было принято считать сбитые самолеты, результативность штурмовиков – количество вылетов. К октябрю 1943 года командир звена гвардии старший лейтенант Павлов совершил 127 боевых вылетов, лично сбил 3 самолета противника. 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть в боях с врагом ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 22 февраля 1945 года командир эскадрильи, гвардии капитан Павлов награжден второй Золотой Звездой Героя. К этому времени он уже летал на штурмовике, подаренном ему земляками-костанайцами. Была тогда такая практика – на собранные народом деньги покупать боевую технику и отправлять на фронт. Жители области отправили на фронт четыре самолета-штурмовика. Один – лично для героя-земляка.

Всего за годы войны он совершил 248 боевых вылетов и сбил 4 самолета, заслужив славу непревзойденного аса.

В 1949-м 27-летний Павлов окончил Военную академию имени Фрунзе, командовал авиационным полком. Погиб гвардии майор в 28 лет. По официальной версии, разбился ночью 12 октября 1950 года при освоении новой боевой техники. По неофициальной – его сбили в Корее в бою с американскими “Сейбрами”. Похороны состоялись в Кустанае, где к тому времени еще жили его родители. По архивным данным, городские власти в 1944-м предоставили родителям Героя в личное пользование дом номер 4 по улице Советской (ныне Байтурсынова).

Историки утверждают, что радиограмму “Ахтунг, ахтунг! В небе Беда!” перехватывали наши радисты, когда "Ил" Леонида Беды поднимался в воздух. Кустанайский парнишка из села Новопокровка (теперь Узункольский район) действительно был грозой немцев.

Родился Леонид Беда в 1920 году. Семья была простая, крестьянская. Мальчишка рос любознательным, односельчане вспоминали: все к технике льнул. Постоянно на МТС (машинно-тракторная станция) крутился. Норовил трактористам помочь. А потому домой приходил изрядно перепачканный мазутом.

Когда парня отправляли в школу, родители боялись, что многокилометровые ежедневные хождения (ближайшая школа была в селе Урицкое) отрицательно повлияют на желание мальчика учиться. Но Леня учился хорошо и охотно. В 1936-м окончил 7 классов, поступил в Уральский учительский институт. И одновременно пришел в аэроклуб. Поэтому, когда в 1940-м его взяли в армию, поступить в Чкаловскую военную школу летчиков в Оренбурге не помешала даже нехватка роста.

На фронт Беду отправили в 1942-м. Воевать начинал под Сталинградом. В 13-м по счету боевом вылете, когда штурмовики уничтожали прорвавшиеся к Волге танки, на них налетели вражеские истребители. Только невероятное везение и не менее невероятное самообладание спасли от гибели. Вражеский огонь был плотным настолько, что самолет Беды из боя вышел без шасси, лобового стекла, с пробитыми плоскостями. Сам Леонид был ранен, к счастью, не очень тяжело. Сумел дотянуть до аэродрома и посадить машину на брюхо. Механики насчитали в штурмовике 350 (!) пробоин.

К апрелю 1944 года Леонид совершил 109 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Беде было присвоено звание Героя Советского Союза. За последующие 105 боевых вылетов он получил второе звание Героя. Всего на его счету 214 боевых вылетов и 4 сбитых самолета противника.

Говорят, Леонид Игнатьевич был человеком веселым. Хотя в жизни его было немало тяжелого. Об одном таком случае он неоднократно вспоминал. Когда война уже шла к концу, его эскадрилья получила приказ штурмовать конкретный пункт. Пока долетели до места – пехота этот пункт уже заняла, а летчикам об этом сообщить забыли. В итоге штурмовики положили 118 своих пехотинцев. Поначалу с Беды погоны сняли. Потом разобрались, кто виноват. Но, как сказал кто-то из прославленных его коллег, “у штурмовиков всегда руки в крови. Такая работа”.

В 1950 году дважды Герой Советского Союза окончил Военно-воздушную академию. Был командиром полка, заместителем командира дивизии. В 1957-м окончил академию Генштаба. Командовал дивизией. С февраля 1972 года – командующий 26-й воздушной армией. Жил в Минске. Погиб 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе. Машина, в которой были председатель Президиума Верховного Совета Белоруссии Федор Сурганов и генерал Леонид Беда, на скользкой дороге и на большой скорости влетела под встречный грузовик. Похоронен в Минске.

Архивные документы свидетельствуют, что решением Кустанайского горисполкома от 30 мая 1944 года четвертая неполная школа названа в честь Героя Советского Союза Ивана Павлова. Этим же решением депутаты предлагали переименовать улицу Новую в Наримановке в улицу его имени. Тогда это сочли несвоевременным. А в 1950 году улица Тургайская в Кустанае получила имя Павлова и является ею до сих пор.

Костанайские энтузиасты-историки, в частности Наталья Здоровец, основательно прошерстили архивные документы того времени. И нашли много любопытного. Так, в июле 1947 года руководством города утвержден список лиц на получение пропусков в городской сад на сезон. В списке – 174 человека. Среди них – оба Героя Советского Союза. В то время Павлов приезжал в Кустанай наездами, Беда практически не бывал. Но, как говорится, дорого внимание.

Кстати, Иван Павлов после войны не просто приезжал в Кустанай к матери. Его активно приглашали в школы, на встречи с горожанами. Вот что вспоминает о том времени Николай Диденко: “Я учился в школе имени Павлова и с детства занимался художественной самодеятельностью. Помню, в честь приезда к нам дважды Героя Советского Союза Ивана Павлова в школе был торжественный митинг и концерт. Я пел, а он в зале сидел – худощавый, красивый, весь в орденах. Видимо, ему понравилось, как я пою. После концерта он ко мне подошел. Спросил, кем я хочу стать. Естественно, я сказал, что летчиком. А он обнял меня и говорит: летчиком – хорошо, но ты лучше пой!”.

В 1950 году облисполком обратился с просьбой в Президиум Верховного Совета СССР о разрешении установить в Кустанае бюсты дважды Героев Советского Союза Павлова и Беды. Сегодня они стоят рядом у входа в Костанайский городской акимат. К празднику их моют, чистят. Несколько лет назад поменяли облупившиеся цоколи на более богатые, гранитные. В остальном они – такие же, как и были. В мае 1978-го было принято решение о присвоении улице Новой имени дважды Героя Советского Союза Леонида Беды. Также его имя присвоили школе № 21.

Улицы обоих Героев проходят через город параллельно – два героических легендарных имени идут одной дорогой и в одном направлении. И, как и в жизни, не пересекаются.

Костанай