Такое заявление сделал глава ведомства Елжан БИРТАНОВ после появления открытого письма на его имя, в котором участники рынка пожаловались на лоббирование интересов частной фирмы “Центр информационных технологий “ДАМУ” и потребовали навести порядок в цифровом здравоохранении страны.
В Казахстане созданы условия неравной конкуренции для поставщиков медицинских информационных систем (МИС). Управления здравоохранения обязывают медорганизации заключать договоры с конкретной частной компанией, лишая их права выбора.
Получая такие директивы, руководители клиник вынуждены расторгать договоры с поставщиками IT-услуг и отказываться от информационных систем, которые до этого их устраивали.
Об этом представители IT-компаний написали в открытом письме, адресованном в минздрав, правительство, антимонопольное ведомство, Генпрокуратуру, Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции.
Айтишники недоумевают, почему в стране не работает единая медицинская информационная система, которой когда-то занималось РГП “Республиканский центр электронного здравоохранения”.
Как заверяла в 2009 году его руководитель Наталья Киль, уже тогда этот глобальный IT-продукт был готов на 90 процентов, в 2010 году планировалось завершить работу над ним и растиражировать по всей республике. С тех пор прошло 9 лет, а система так и не заработала. Сколько платят казахстанцы за бесплатную медицину?
Сейчас, по иронии судьбы, Наталья Киль возглавляет тот самый “ДАМУ”, который управления здравоохранения активно навязывают медорганизациям, и это еще одна претензия IT-компаний в адрес минздрава.
“КАРАВАН” попросил прокомментировать ситуацию министра здравоохранения Елжана БИРТАНОВА.
– Первоначально они обвиняли министерство здравоохранения, что мы лоббируем интересы частной компании “ДАМУ”. Категорически я с этим не согласен, мы не лоббируем. Нам никакого резона нет, поскольку минздрав на это деньги не тратит. Мы же не покупаем медицинские информационные системы. Потом сменилась риторика, нас обвинили в том, что мы создаем условия для местных исполнительных органов, чтобы они лоббировали интересы этой компании. И это тоже достаточно странно, – поделился мнением Биртанов. – Я хочу напомнить, что государственные больницы находятся в ведении акиматов, а не минздрава. У нас 17 территориальных единиц, и они абсолютно не зависят друг от друга, мы не можем заставить их покупать одну и ту же систему!
Имеют ли право акиматы требовать от всех подведомственных медорганизаций закупа одной и той же IT-продукции?
Ответ на этот вопрос министр предлагает искать в Законе о госимуществе.
– С точки зрения этого закона все местные государственные больницы, поликлиники являются собственностью акима. По сути, управление здравоохранения области, как единый собственник, может устанавливать какие-то требования в рамках законодательства о госимуществе, может проводить централизованные закупки. То есть в этой части нужно анализировать – были нарушения или нет. Но это вопрос, наверное, к органам надзора за законностью, – полагает Биртанов.
Копии писем, в которых управления здравоохранения настоятельно рекомендуют медицинским организациям работать именно с “ДАМУ”, в минздраве есть, и здесь рассчитывают на объективное расследование антимонопольного ведомства и правоохранительных органов.
Но для начала Биртанов предложил айтишникам разобраться в ситуации “глаза в глаза”. На этой неделе они сели за стол переговоров.
– Я считаю нормальным, что люди обратились со своими доводами к нам. Сейчас мы анализируем ситуацию. Я дал поручение новому вице-министру собрать всех желающих. Это будет уже не просто экспертный совет при центре электронного здравоохранения, а постоянно действующая комиссия при минздраве с участием всех участников рынка, желающих обсуждать такие проблемы. Для нас важно, чтобы система развивалась, и мы хотим, чтобы все претензии рассматривались объективно, – говорит министр.
Что касается единой информационной системы, которой когда-то занималась Наталья Киль, то она, по словам Биртанова, не канула в Лету.
Она легла в основу новых, вертикальных IT-систем, поставляющих информацию из клиник в минздрав, и с появлением облачных технологий “переехала” в онлайн.
– Благодаря этому мы видим, кто к какой поликлинике, к какому участку прикреплен, кто из какого стационара выписался. Видим регистры диспансерных больных, которые состоят на учете с диабетом, онкологией, туберкулезом, психиатрическими заболеваниями.
Поликлиники обязаны вбивать эту информацию, а мы видим ее и обрабатываем – для статистики, для платежей.
Кстати, деньги ГОБМП проходят через электронные платежные системы. То есть те системы, над которыми работали тогда, легли в основу нынешней информационной системы министерства, – поясняет Елжан Биртанов. – А МИС – это корпоративные, локальные системы. По сути, это электронные истории болезни, электронная карта в рамках одной поликлиники. И каждая поликлиника вольна выбирать ее на рынке.
АСТАНА