– К принятию готовится программа по развитию туристического кластера в Казахстане, на эти цели государство отводит внушительную сумму – 1 миллиард долларов, – отмечает вице-президент Ассоциации некоммерческих организаций Семея Николай ИСАЕВ. – Мы считаем, что Семей, который в 2018 году отметит свое 300-летие, должен войти в эту программу, и предлагаем разработать несколько туристических туров – по Иртышу, озерам и историческим местам.
Увы, но семейчанам приходится доказывать свое право считаться исторически знаковым городом. Потому что, говоря о Семее, как правило, вспоминают только одно имя – АБАЙ.
– Можно составить целый перечень выдающихся людей, имеющих отношение к Семею, – от Шакарима и Мухтара АУЭЗОВА до Федора ДОСТОЕВСКОГО, – уверяет Николай Исаев. – Кто-то говорит, что у нас нет интересных мест для туристов. Это у нас нет?! Лишь один пример – в окрестностях Семея обнаружены оловянные рудники андроновской эпохи, относящиеся к XVII веку до нашей эры – это период египетских пирамид!
Кроме того, историки и общественники предлагают создать исторический туристический маршрут, который бы начинался у места основания Семипалатинска в поселке Старая Крепость, а заканчивался у села Талица, где недавно краеведы нашли основание старинного форта с сохранившимися капонирами.
Но, как ни парадоксально, исток жизни Семея сегодня оказался оторванным от города. Дело в том, что в результате странных территориальных реформ к Семею оказались отнесены отдаленные даже на 200 километров села (город хотели внести в Книгу рекордов Гиннесса как самый растянутый населенный пункт планеты), зато место основания города – поселок Старая Крепость – отошло к юрисдикции Бескарагайского района.
Сами жители поселка на своем сходе единодушно заявили, что они против того, чтобы поселок поменял административное подчинение и вошел в черту Семея. При этом их обслуживают в городской поликлинике, сюда выезжают бригады городской станции скорой медицинской помощи, дети учатся в школах Семея. При возникновении ЧП городское управление по ЧС оказывает помощь поселку, сюда выезжают семейские пожарные. Словом, здешние жители пользуются многочисленными городскими услугами, но числиться хотят в районе.
– Сейчас в Старой Крепости – 57 дворов, здесь живут 127 человек, – говорит главный врач поликлиники смешанного типа № 4 Семея Марат БЕКПАЕВ. – Конечно, они имеют право приписаться к любому медучреждению, но как это обосновано с экономической точки зрения? Мы же должны обслуживать город, а не район, который к нам не относится.
97 жителей Старой Крепости подписали письмо о несогласии менять место приписки. Они боятся, что если поселок выйдет из Бескарагая, то будет причислен, как и весь Семей, к зоне повышенного, а не чрезвычайного радиационного риска и, значит, потеряет экологические льготы.
– Деление на зоны не зависит от административной принадлежности, – заверила главный специалист семейского отделения ГЦВП Зухра МУСИНА. – Степень радиационного риска не изменится, к какому бы административному подразделению ее ни причислили, люди будут получать все положенные им выплаты, как и раньше.
Чем закончится история с рассечением истории города, непонятно. Жители Старой Крепости готовы до конца отстаивать свои права на выбор административно-территориальной принадлежности, а общественники Семея для решения вопроса намерены обращаться в Парламент.
Семей