История в кулпытасах

Еще в XIX веке с подачи первого казахского этнографа Мухамед-Салыка Бабаджанова они взбудоражили весь ученый свет Санкт-Петербурга.

В Приуралье прибыла экспедиция из Алматы для проведения исследовательских работ в рамках трехлетнего проекта “Памятники культуры казахского народа – путь сохранения и передачи духовного наследия на основе эпиграфических памятников Западно-Казахстанской области”. Интерес ученых не случаен. Кулпытасы при всем их многообразии до сих пор полностью не изучены. Особое внимание этнографов вызывает Бокейординский район, некогда являвшийся ставкой последнего хана казахской степи – Жангира. Это центр Внутренней (Бокеевской) Орды, здесь сосредоточены не только архитектурные, но и археологические памятники.

– Исследованием истории Бокеевской Орды занимаются ученые из США, Японии и России. Но они работают лишь с архивными материалами. А мы в исторический оборот внесем конкретные документы – информацию с эпиграфических памятников. Значимость этих исследований, которые проводятся уже четвертый год на территории ЗКО, нашла свое место в программной статье главы государства “Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания”. История казахской государственности еще полностью не исследована. Наша работа станет весомым вкладом в это дело, – отметила руководитель проекта, ведущий сотрудник Института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова, кандидат исторических наук Айтжан НУРМАНОВА.

В качестве тротуарных бордюров

Кулпытасы – это отдельный пласт в истории становления казахского общества. Вполне возможно, что именно их месторасположение – они разбросаны по всей степи – сыграло не последнюю роль в том, что памятники сохранились. Те надгробные камни, которые были установлены в окрестностях ныне существующих населенных пунктов, особенно крупных городов и поселков, в советское время безжалостно уничтожались. Всего несколько лет назад во время ремонта дорог в центре Уральска обнаружены кулпытасы, которые были варварски использованы в качестве тротуарных бордюров. А в Бурлинском районе они использовались в качестве строительного материала при возведении всевозможных зданий.

Само происхождение каменных стел до сих пор полностью не изучено, однозначного толкования в этом вопросе нет. Как отмечает профессор Мурат СДЫКОВ, одна точка зрения базируется на утверждении, что формальными прототипами поздних западноказахстанских кулпытасов явились деревянные культовые столбы-коновязи, олицетворявшие древнюю традицию космической жертвы коня. Другие исследователи считают, что стелы являются результатом эволюции традиции каменных изваяний. С проникновением ислама, который запрещал всякие изображения, особенно человеческие, стали появляться удлиненные кулпытасы.

Надгробные сооружения возводятся в несколько этапов, отмечает профессор Сдыков. В день погребения у изголовья покойного устанавливают деревянную доску. В последующем, в зависимости от возможностей семьи, стараются до сорокадневья установить надгробный памятник-кулпытас, до годовщины стараются поставить ограду из кирпичей. Раньше ограды делали из дерна, позже из самана, в настоящее время – из сырцового или обожженного кирпича.

Идол или памятник?

Надмогильные сооружения казахов привлекали внимание многих дореволюционных исследователей. Настоящей сенсацией стало выступление Мухамед-Салыка Бабаджанова на заседании Русского географического общества с докладом “О каменной бабе, найденной в киргизской степи” в 60-х годах XIX века. Этнограф стал свидетелем обнаружения в степи Джангыз-Чагыл каменной статуи. Тогда подобная находка была чрезвычайно редким явлением.

“В глазах простодушных киргизов она показалась чем-то чудесным. Они даже заподозрили в истукане присутствие таинственных сил и чудесного свойства исцелять недуги... Успели возыметь какое-то набожное уважение. Только мой личный пример неуважения и объяснения, что это, должно быть, калмыцкий идол или надгробный памятник, могли их разуверить в неосновательности их догадок”, – описывал в последующем историю находки Бабаджанов. За несколько часов до его приезда казахи показывали находку муллам, которые, дабы скрыть свое невежество, “потолковав между собой, разъехались по домам, чтобы найти ей объяснение в духовных книгах”. Статуя грубой работы по белому камню была высотой в два аршина, шириной 0,75 и толщиной 0,25 аршина. На ней изображена сидящая женщина с косичкой на спине, держащая “какой-то полуцилиндрический” предмет. Этнографическое отделение Русского географического общества, куда Бабаджанов направил сведения о чудесной находке, обращается к нему с просьбой выслать статую в адрес общества и собрать образцы казахских песен и причитаний, а также народных способов лечения больных.

Письма из прошлого

По данным Западно-Казахстанского областного центра археологии и истории, самые ранние захоронения в регионе, где использовались кулпытасы, датируются первой половиной XIX века. На них выгравированы не только личные данные, но и сведения о государственной политике, религиозной и духовной идеологии того периода. Наряду с этим на кулпытасах найдены также цитаты из сур Корана, стихи, оплакивающие умершего (жоктау).

Эпиграфика кулпытасов Западно-Казахстанской области выполнена арабским алфавитом на казахском языке. Религиозные же изречения переданы арабским языком. Нередки изображения на надмогильных стелах родовых знаков – тамги, которые показывают территорию расселения тех или иных родов.

К середине XIX века изготовление надгробных кулпытасов превращается в своего рода бизнес. Русский исследователь Н. ИВАНОВ пишет, что “жители аула – байгуши (бедняки) специально прикочевывали к Оренбургу на время Меновнинской ярмарки с целью продажи своей основной продукции: каркасов юрт и надгробных каменных памятников”. Впрочем, наши предки были не менее предприимчивы современных бизнесменов, также открывающих целые мастерские по изготовлению кулпытасов.

На сегодня, по данным генерального директора ТОО “Жайык Пресс” Жантаса САФУЛЛИНА, в Приуралье найдено и зарегистрировано около 3 тысяч кулпытасов, информация с половины из них вычитана и переведена на кириллицу.

Алматинские ученые совместно с местными краеведами намерены в этом году максимально исследовать кулпытасы Приуралья и выпустить научный сборник на нескольких языках. На следующие годы запланировано исследование кулпытасов, находящихся на приграничных территориях Казахстана и России.