Узнал о конкурсе из газеты
Архитектор, профессор ЕНУ им. Гумилева 79-летний Жандарбек МАЛИБЕКОВ живет и трудится в столице. В настоящее время он разрабатывает новое направление в архитектуре – ой-тек (Oi-tek), оно основано на таких понятиях, как “ақыл, парасат, сана” (разум, здравомыслие, сознание). Ой-тек предлагает правильные пространственные решения, создает архитектурную среду для формирования культуры и традиций. Недавно Малибеков опубликовал книгу, посвященную истории создания национального герба, с подробным описанием всех его элементов – их более 40.
– Когда творческий материал законченный, убавлять или добавлять ничего не нужно. Всё получилось. Герб у нас особенный. 30 лет он работает, – комментирует автор. – Мне тогда было 50 лет, я был главным архитектором в научно-исследовательском институте по проектированию городов в Узбекистане. Много работал, за это мне дали заслуженного архитектора.
В тот период шел международный конкурс на восстановление цитадели Амира Тимура. Я должен был участвовать в нем, потому что являлся куратором, автором генплана застройки Самарканда. В этот же момент, в январе 1992 года, объявили конкурс на создание государственных символов РК. Ко мне, кызылординскому казаху, часто приезжали гости из Казахстана, и один из них показал мне газету с объявлением о его проведении. Я положил эту газету в карман и там носил ее какое-то время…
Это был вопрос чести для меня, поэтому я решил выдвинуть свое предложение. Пройдет или нет, не задумывался.
Начал с исследования мирового опыта, изучал, почему гербы выглядят так, а не иначе. Какие животные там изображены: орел, черепаха, кенгуру и др. Думал, что же включить, и первый элемент, который я нашел для нашего герба, – это юрта. Юрта появилась несколько тысяч лет тому назад, я считаю, что она имела право быть там. Смысл такой: когда молодые женятся, им сразу выделяют отдельное жилище. Так и наша республика, которая на тот момент отделилась от Советского Союза, – мы съехали, в общем, в “новую юрту”. Теперь ее нужно оберегать.
Один из важных элементов герба – тулпары.
Есть доказательства того, что лошадь была одомашнена в наших степях – знаменитая Ботайская культура относится к IV–III тыс. до н. э. В Берельских погребениях на одеяниях Золотого человека есть фигуры животных в зверином стиле. Конь, с одной стороны, элемент традиции, с другой – дает динамику для развития государства. Также я решил использовать изображение бараньих рогов. “Кошкар муйиз” – основа нашего прикладного искусства и казахских орнаментов.
Что не понравилось депутатам?
Всего в конкурсе участвовали 245 эскизов. Малибеков вспоминает, что обсуждение тех проектов, которые прошли 1-й тур, шло весь день 4 июня 1992 года. В итоге выбрали его вариант.
– Когда я говорю о гербе, меня невозможно остановить, – смеется Жандарбек Малибеков. – Утвердили его примерно в 17 часов 27 минут, через 20 минут был принят и национальный флаг. В тот день фотограф Бондаренко снял нас с Шакеном Ниязбековым – его автором (этот снимок стал знаменитым).
Через 2 дня я выступал перед депутатами Верховного Совета. У меня было некоторое волнение, всё же я архитектор, а не оратор, до сих пор из-за этого страдаю. Мне проще чертить. Но нужно было найти простые слова, преподнести свою работу не архитектурными терминами, обосновать все ее элементы. Очень тяжело мне всё далось. Единственное, я помню, сказал: “Дорогие депутаты, посмотрите на потолок (он был в форме круга), это и есть шанырак, под ним находитесь и вы, избранники народа, и сам народ, под ним же – новое независимое государство. Уики, исходящие из середины шанырака, олицетворяют многонациональность нашего государства, это наш общий дом”.
Наверху на гербе есть пятиконечная звезда, изначально у меня был другой вариант – солнце со звездой. Депутаты смотрели на звезду и говорили: зачем нам напоминание о советской власти?
И бараньи рога им тоже не понравились. А это, между прочим, сакский звериный стиль – основа нашего орнамента и прикладного искусства в целом. Даже сейчас есть практика, когда большие рога вывешивают на почетное место. Для чего? Чтобы не сглазили юрту, жилье, в случае с гербом – чтобы не сглазили наше государство. Бараньи рога также служат и тумаром – то есть оберегом.
На голосовании приняли герб без рогов, солнца и звездочки. А потом, через некоторое время, Нурсултан НАЗАРБАЕВ сказал депутатам, что Казахстан – молодое государство, у каждого казаха должны быть своя звезда и свой путь развития – “Жулдызын жансын!” (в переводе “Пусть твоя звезда воссияет!”). Звезду не надо ассоциировать ни с советским прошлым, ни с религией. После этого еще раз проголосовали – и вернули пятиконечную звезду и бараньи рога. Эти 2 элемента были самыми спорными, солнце композиционно не встало, со всем остальным проблем не было.
Вот казахи же делятся на роды, у каждого были свои тамги, а на гербе вы не найдете деления. Наоборот, он объединяет. Наш герб – совокупный результат многовековой истории, традиций и культуры.
Председателем государственной комиссии по подготовке госсимволов был академик АН РК Салык Зиманов. Он тоже выступил, сказал, что в нашем гербе нет политических, экономических мотивов, в нем только отражены история и традиции казахского народа.
P.S. В 2018 году на гербе надпись “Қазақстан” была заменена на “QAZAQSTAN”.
АЛМАТЫ